Архив статей журнала

ОСОБЕННОСТИ ГОЛОСА СОПРАНО И ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: ТРАДИЦИЯ ПЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ОБРАЗНЫЕ ВОПЛОЩЕНИЯ (2024)
Выпуск: № 2 (39) (2024)
Авторы: Нгуен Бао Иен

Статья посвящена описанию тембра голоса сопрано, его художественной семантике. Автор дает определение высокого певческого голоса сопрано. В качестве неотъемлемых свойств голоса выдвигаются техническая беглость и владение кантиленой. Рассматр иваются колористические особенности сопрано, репертуар для него, связь голоса с возможными образными интерпретациями и эмоциональной сферой. Кратко обозначена история использования сопрано в операх зарубежных композиторов. Подчеркивается, что колоратурное сопрано типично для европейской оперы, в то время как русские композиторы предпочитают свойства лирического тембра. Отмечается, что вокально-эстетические особенности колоратурного сопрано подходят для воплощения сказочных образов. Зачастую сопрано представляет заглавное действующее лицо оперы, идеальный образ романтической героини. Исполнитель должен в совершенстве владеть техникой пения и в то же время уметь творчески трактовать музыкальное произведение в соответствии с его стилем. Важное значение имеет вербальный текст в опере, так как он влияет на формирование музыкальной ткани и может служить дополнительным средством выразительности. В русском музыкальном искусстве персонажи сопрано представлены ликами прекрасных героинь, существующих в пространстве исторических, эпических, лирических, комедийных, драматических, психологических сюжетов.

Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ Д. А. РАБИНОВИЧА "МЫСЛИ О ЛИСТИАНСТВЕ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, РЕПЕРТУАР, СТИЛЬ" В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ (2024)
Выпуск: № 2 (39) (2024)
Авторы: Смирнова Марина Вениаминовна, ГУ Юнчен

Статья посвящена проблемам развития исполнительского музыкознания, одним из основоположников которого в России явился Д. А. Рабинович. В статье с современных научных позиций оцениваются основные положения проблемного исследования Рабиновича «Мысли о листианстве. Интерпретация, репертуар, стиль». В своих трудах Рабинович совершил мощный прорыв в сфере критического осмысления фортепианно-исполнительского искусства. Ученый переосмыслил категории рассмотрения эволюции исполнительских стилей благодаря сближению с историческим, философским, психологическим методами познания. Подчеркивается, что в основу разработанного ученым критического метода положена диалогическая составляющая, что исключительно ценно и перспективно в свете современности. Отмечается, что многие вопросы, поставленные Рабиновичем более 60 лет назад, и поныне так и не нашли своего разрешения. Об этом свидетельствуют высказывания таких современных ученых, как Л. Гаккель, С. Грохотов, К. Зенкин, А. Хитрук, В. Чинаев и др. В сравнительном аспекте анализируется эволюция интерпретации музыки Листа пианистами прошлого и современности. В контекст анализа включены интерпретаторские принципы таких мастеров, как К. Игумнов, Г. Нейгауз, Л. Оборин, Г. Гинзбург, В. Софроницкий, С. Рихтер, Э. Гилельс, Е. Кисин, Б. Березовский, Н. Луганский, А. Володось, Д. Трифонов и др. Делается вывод, что основные положения, сформулированные Рабиновичем более 60 лет назад, не утратили в наши дни своей актуальности.

Сохранить в закладках
"ТРИ ЧЕТВЕРТИТОНОВЫЕ ПЬЕСЫ" ЧАРЛЗА АЙВЗА: ЧЕРТЫ НОВАТОРСТВА В ТРАКТОВКЕ ФОРТЕПИАНО (2024)
Выпуск: № 3 (40) (2024)
Авторы: Барабанова Дарья Алексеевна

Чарлз Айвз (1874-1954) - выдающийся американский композитор, органист, пианист, лауреат Пулитцеровской премии, один из родоначальников американской национальной музыки. В контексте традиционной музыки фортепианный стиль Айвза приобретает свежесть и инновационность благодаря использованию современных техник письма. На примере «Трех четвертитоновых пьес для фортепиано» (1925) в статье прослеживается, как именно в творчестве Айвза отразились традиционные и новаторские черты композиции. В анализируемых пьесах была применена новая техника четвертитонового письма, основанная на микротоновых и микрохроматических интервалах, изучением которых в России занимались И. А. Вышнеградский и Н. Б. Обухов. Помимо инновационных методов в произведении используются типичные черты музыкального языка Айвза, такие как симметричные эпизоды, палиндромы, целотоновые лады, а также цитирование американских и французских гимнов и патриотических песен. В качестве материала для публикации использована статья композитора «Некоторые четвертитоновые впечатления», которая впервые была опубликована в марте 1925 года в журнале Франко-американского музыкального общества. Статья Айвза, ранее не публиковавшаяся на русском языке, является важным документом, в котором композитор дает теоретическое обоснование своей новаторской четвертитоновой системы.

Сохранить в закладках