Архив статей

Джамаль Валиди о нации и роли ислама в формировании татарской идентичности (2025)
Выпуск: № 2, Том 18 (2025)
Авторы: Салахова Эльмира Кадимовна

Статья посвящена анализу взглядов и рассуждений татарского ученого Джамаля Валиди относительно проблем национальной идентичности. В научной литературе Дж. Валиди больше известен как литературовед и лингвист. Однако в его научном наследии есть и социально-философские исследования, посвященные сложным вопросам «нациостроительства», национальной идентичности. Эти практически «забытые» статьи и отдельный труд «Милләт вә миллият» (Нация и национальное) являются лучшими исследованиями по данной проблематике, созданными учеными того времени. Его труды, несомненно, убеждают, что Дж. Валиди был самобытным теоретиком-мыслителем. В настоящее время обращение к забытому наследию прошлого и изучение проблемы национальной идентичности приобретают свою актуальность, так как эта тема, не переставая интересовать общественность, требует нового, современного, взгляда и анализа.

Предмет нашего исследования – история татарской национальной идентичности, объектом изучения являются труды Дж. Валиди по данной проблематике.

Цель – показать вклад Дж. Валиди в изучение проблем национальной идентичности в татарской историографии.

В статье описывается история становления и развития проблем самоидентификации и изучения вопросов идентичности. Научная деятельность Дж. Валиди, его взгляды и рассуждения раскрываются в контексте аналогичных исследований других ученых и мыслителей начала XX века. Автор акцентирует внимание и на такие важные вопросы, как наименование этнонима, значение понятий «нация» и «национальное», основополагающие факторы нации в видении ученого Дж. Валиди.

Сохранить в закладках
Шиизм на Кавказе: мечеть Исмаила (2025)
Выпуск: № 2, Том 18 (2025)
Авторы: Хабелова Мэгги Лериевна

В статье рассматривается история старейшей мечети, основанной при шахе Исмаиле I (1501–1524) в Тбилиси, и попытка преобразования религиозного ландшафта в Грузии в начале XVI в.

Цель исследования заключается в реконструкции сведений о шиитской мечети, возведенной в 1522 г. и ставшей символом политического присутствия Сафавидов (1501–1722).

Анализ этого памятника позволяет лучше понять стратегические цели династии, направленные на укрепление позиций через религиозные институты. Исследование проведено на источниковой базе, включающей в себя грузинскую и персидскую хронистику: «Картлис Цховреба»; «История царства Грузинского» Вахушти Батонишвили; «Тарих-и ‘алямарайи Исма‘иль» («Хроника Исмаила – украшение вселенной») анонимного автора; «Тарих-и джаханара» («Летопись – украшение мира») кади Ахмада ибн Мухаммада аль-Гаффари; «Ахсан ат-таварих» («Лучшая из летописей») Хасан-бека Румлу, а также травелоги французских путешественников Жана Шардена, Жозефа Питтона де Турнефора и др. Утрата в советский период памятника – мечети Исмаила – подчеркивает значимость его изучения, делая исследование его прошлого особенно важным и способствуя сохранению памяти о культурном наследии эпохи Сафавидов.

Сохранить в закладках
Значение исламоведческих трудов Абдуллы Куиллиама в парадигме арабо-мусульманской культуры (2025)
Выпуск: № 1, Том 18 (2025)
Авторы: Мирджалалова Эъзозахон Рамазон кизи

Статья посвящена рассмотрению наследия арабско-мусульманской культуры, а именно анализу научного вклада Абдуллы Куиллиама, выдающейся личности, которая имеет звание первого европейца, в XIX веке принявшего ислам в Британии. Абдулла Куиллиам использовал возможность для распространения учений ислама среди европейцев. В статье подчеркивается глубокое влияние научных работ Куиллиама, в частности периодических изданий «The Crescent» и «The Islamic World». Эти знаковые исследовательские работы значительно укрепили знания об арабо-мусульманской культуре в Британии, вызвав всплеск интереса к исламской вере. Помимо вклада Куиллиама, в статье также анализируются работы других исследователей, которые занимались аналогичными академическими поисками. Этот сравнительный анализ обогащает дискурс о влиянии ислама в Европе. Статья представляет собой всеобъемлющее рассмотрение пересечения арабо-мусульманской культуры и ценностей европейского общества, в ней уделяется особое внимание на трансформационную роль Абдуллы Куиллиама и его выдающийся вклад в распространение ислама в Британии, а также в установление взаимопонимания и уважения между представителями различных культур.

Сохранить в закладках
Формулярные списки чиновников Казахской степи как источник для изучения карьеры татарских служащих, работавших на восточных окраинах России (2025)
Выпуск: № 1, Том 18 (2025)
Авторы: Муфтахутдинова Диляра Шамилевна

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена слабой изученностью в отечественной историографии деятельности татар-мусульман в Казахской степи, включенных в состав потомственного и титулованного дворянства. Статья посвящена рассмотрению формулярных списков татарских переводчиков и толмачей как источника, раскрывающего специфику социального статуса и выполняемых функций татарских чиновников в Казахской степи. Ведущим подходом к исследованию данного объекта стал принцип историзма, позволяющий рассмотреть изучаемую проблему во всей ее многогранности и допустимой полноте. В ходе исследования было выявлено, что татарские чиновники в конце ХVIII – первой половине XIX века могли занимать гражданские чины с 8 по 14 разряд «Табели о рангах», однако были установлены две персоны, которые дослужились до более высоких чинов. Основная функция татарских чиновников в Казахской степи была военно-разведывательная: добытая ими информация носила конфиденциальный характер и была необходима российским властям для выстраивания отношений со среднеазиатскими элитами. Формулярные списки – достаточно репрезентативный источник для изучения социального и имущественного статуса татарских чиновников, их корпоративных связей на уровне деловых и матримониальных отношений.

Сохранить в закладках
Просвещение женщин в колониальной и советской Средней Азии (2025)
Выпуск: № 1, Том 18 (2025)
Авторы: Мелентьев Даниил Вячеславович

В настоящей статье речь пойдет о женских мусульманских, имперских и советских школах в Средней Азии. Хронологические рамки исследования охватывают историю региона с 1865 по 1930 год. Нижняя темпоральная граница определена началом установления русского колониального порядка в регионе, верхняя – годом ликвидации отделов по работе среди женщин (женотделов). Используя сравнительный анализ, автор производит попытку реконструировать историю развития просвещения женщин в Средней Азии. Проблематика исследования заключается в выяснении, произошел ли разрыв между администрацией Туркестанского генерал-губернаторства и правительством ТАССР и Узбекской ССР в подходах к просвещению мусульманок и европеек-переселенок. Актуальность исследования лежит в плоскости изучения новой имперской истории, а также ревизии устоявшегося взгляда на раскрепощение женщин в советской Средней Азии как успешного проекта большевиков, который изменил культурные ценности коренных жителей. Помимо введения в научный оборот малоизвестных источников советского периода, новизна статьи заключается в описании результатов изучения институциональной истории Средней Азии сквозь призму гендерного подхода. В ходе исследования автором статьи установлено, что относительные успехи были достигнуты среди европейского населения, особенно в советский период, поскольку тогда была сформулирована осмысленная гендерная политика. С другой стороны, несмотря на разность концепций управления, мусульманских женских школ стало больше при советской власти, особенно после Худжума.

Сохранить в закладках