Архив статей журнала
В статье рассматривается комплекс причин, повлекший за собой изменения приоритетов в политике расширения Европейского союза. На основе анализа документов, принятых на уровне институтов ЕС в последние годы, а также заявлений и действий, сделанных их главами и лидерами стран-членов, автор приходит к выводу о попытке союза перевести проблематику расширения в новую плоскость, сместить акценты с нормативной составляющей этого процесса (европеизации) на геополитику. Такая смена приоритетов вписана в общую стратегическую цель ЕС - достижение «стратегической автономии», которая, помимо всего прочего, подразумевает вытеснение из европейского окружения потенциальных конкурентов союза (России и КНР) через процессы дальнейшей европейской интеграции.
В настоящее время отношения между Россией и ЕС находятся в нижней точке. Препятствиями для их улучшения называют, наряду с военными вопросами, расхождения исторических и вновь приобретенных ценностей, национальных и геополитических интересов. Исторические традиции могут оказывать влияние на стратегическое мышление политических лидеров. Поскольку стратегическая культура представляет собой социально сконструированную нормативную систему, правящие элиты имеют возможность внести изменения в социальный конструкт, исходя из национальных интересов. В статье используется понятие mainstream как комплекс международного поведения и правил, определенных в рамках существующего международного порядка. Если международный субъект пытается бросить вызов глобальному порядку или насильственно осуществить его ревизию, то правящие элиты должны адекватно оценить собственные и международные ресурсы, чтобы не навредить национальным интересам и безопасности. В статье сравниваются отстаиваемые Россией «традиционные» ценности и западные «либеральные» ценности и отмечается, что различия между ними не являются препятствием для сотрудничества России и ЕС. Основная проблема в отношениях между ЕС и Россией находится в области принятия геополитических решений. Наступательная внешняя политика России рассматривается европейскими политиками и экспертами как геополитический вызов ЕС и НАТО. В связи с принятыми ЕС в отношении России санкциями, диверсификацией энергопоставок, перенаправлением глобальных цепочек поставок и т.п., ни один прагматичный вариант российской политики в отношении ЕС не сможет вернуть доверия и отношения к прошлому сотрудничеству. России и ЕС предстоит заново выстраивать отношения, обратившись к опыту США и Китая на принципах «комплексной взаимозависимости».
В настоящей статье предпринята попытка проанализировать внешнеполитическое поведение Армении, а именно ее попытки наладить отношения на двух принципиально важных для нее треках: «евразийском», который достаточно условно можно назвать «пророссийским», и «европейском», который также с большой долей условности можно рассматривать в качестве составной части более широкого «прозападного» трека.