Архив статей журнала
Японский плакат – неотъемлемый элемент современной графической культуры, ставший известным благодаря профессиональному мастерству его авторов и узнаваемому визуальному облику. Таковым остаётся и его восприятие в России, где с середины 1960-х гг. японский плакат и его создатели занимают особое место. В статье на основе обзоров международных графических биеннале в социалистических республиках восстанавливается историографическая траектория описания японского плаката в СССР. На основе архивных материалов и периодических изданий автор реконструирует событийное поле представления японского современного плаката в СССР и России, включая все основные выставки локального и международного значения, а также ключевые особенности советского и постсоветского периодов восприятия этого явления. В конце статьи приведён список выставок японского плаката в СССР и России с 1974 по 2021 г.
В статье рассматриваются каналы советско-китайского кинематографического сотрудничества в 1950-е гг. Как и в других отраслях народного хозяйства, в киноиндустрии советские специалисты оказали помощь китайским коллегам в восстановлении работы после образования КНР. Были установлены профессиональные контакты, сложился механизм взаимодействия, которое проходило в форме совместных съёмок документальных, художественных, научно-познавательных фильмов, взаимных обменов фильмами и кинохроникой, проведения фестивалей и дней кино, делегационных обменов. Китай сумел в кратчайшие сроки наладить кинопроизводство и влиться в мировой кинопроцесс.
СССР и КНР связывала общая идеологическая платформа и понимание роли кино в качестве важнейшего инструмента пропаганды и просвещения народа. Кинематограф помогал советским и китайским зрителям знакомиться с историей и современной жизнью двух стран, углублять взаимопонимание и дружеские отношения, что, несомненно, благоприятно отражалось на межгосударственных связях. Однако под влиянием политических факторов к концу 1950-х гг. сотрудничество начало сворачиваться и в 1962 г. прекратилось.