Архив статей журнала
Союзное государство Беларуси и России как интеграционный формат в современных условиях обретает особый геоцивилизационный смысл. Расширение его повестки и спектра интеграционных мероприятий корреспондирует с содержанием и тенденциями трансформации мироустройства глобального и регионального масштаба, включая аксиологический аспект, усложнением вызовов и угроз, коренящихся во внутреннем и внешнем измерениях. Настоящее исследование ориентировано на выявление основных ориентиров и сюжетов взаимодействия России и Беларуси в сфере патриотического воспитания на уровне Союзного государства и верификацию его потенциала в специфической внешней среде с учетом динамики интеграционного развития. Теоретико-методологические рамки образуют многоуровневый системный анализ, качественный и формализованный анализ документов – материалов интернет-ресурсов Союзного государства, диахронный и синхронный анализ патриотических мероприятий; идеи «общего Отечества», «антимягкой силы», «кризисной» и цивилизационной геополитики. Показана динамика количественных и качественных параметров в данной области. Акцентирована специфика аргументации патриотических инициатив и мероприятий посредством апелляций к общим ценностям стран и народов Союзного государства и усиливающемуся внешнему давлению. Артикулирован историко-патриотический вектор, сопрягающийся с особенностями позиционирования России и Беларуси как протагонистов исторической правды о Второй мировой войне. Аргументированы тезисы о важности имиджевой, нормативной и ценностной составляющих в постепенно конструируемой союзной политике патриотического воспитания.
В Пакистане наблюдается устойчивый рост террористических атак, что делает страну одной из наиболее уязвимых в регионе с точки зрения безопасности. Статья посвящена анализу факторов, способствующих росту террористической угрозы в Пакистане, с особым вниманием к влиянию социально-экономических условий на радикализацию населения и террористическую активность. В работе исследуется взаимосвязь между экономическими кризисами, инфляцией, социальным неравенством и ростом угрозы терроризма. Основное внимание уделяется бедности, безработице и экономическому неравенству как ключевым факторам, стимулирующим радикализацию и привлечение молодежи в экстремистские группы. Одним из ярких примеров такой динамики является Белуджистан, где экономические трудности и высокий уровень безработицы в сочетании с националистической риторикой способствуют росту насилия и напряженности. Особое внимание уделяется действиям террористической организации «Армия освобождения Белуджистана» (БЛА), которая использует социально-экономические проблемы для мобилизации местного населения и борьбы за независимость провинции. Статья также детально анализирует экономические издержки терроризма для Пакистана, подчеркивая, как увеличение числа террористических атак подрывает экономику страны, ухудшает инфраструктурную и социальную обстановку, а также ведет к снижению инвестиционной привлекательности и международной репутации. Экономический ущерб от терроризма оценивается в миллиардах долларов, что ставит под угрозу развитие страны в долгосрочной перспективе.
В статье проводится комплексный анализ современной геополитической стратегии Японии в контексте трансформации международной системы безопасности и динамики Восточно-азиатского региона. Автор исследует эволюцию японской внешнеполитической доктрины, опираясь на исторический и теоретический анализ традиционных геополитических моделей – континенталистской и атлантической, а также на разработки японских авторов. Особое внимание уделяется влиянию глобальной напряженности и региональных вызовов, включая военно-политическую активность Китая и угрозу со стороны Северной Кореи, на формирование японской стратегии национальной безопасности. Исследуются ключевые геополитические предпосылки, предопределяющие международные приоритеты Японии, в том числе фактор ее островного положения, ограниченность природных ресурсов и необходимость поддержания стабильного экономического роста через интеграцию в глобальные торговые и оборонные союзы. В статье проводится сравнительный анализ идей ведущих японских геополитиков, таких как Икки Кита и Танака Гиити, и их сопоставление с концепциями западных мыслителей, включая К. Хаусхофера и Н. Спикмена. Отдельное внимание уделяется роли Японии в альянсах коллективной безопасности, прежде всего в рамках стратегического партнерства с США. Анализируются изменения в оборонной политике Японии, включая пересмотр ограничений на применение Сил самообороны и рост военного сотрудничества с союзниками. В статье также рассматривается экономический аспект японской внешней политики, включая инициативы по расширению торгового влияния и участие в ключевых региональных экономических объединениях. Особое внимание уделено японской дипломатии в области «мягкой силы», включая культурное и технологическое влияние в регионе. В заключении формулируются выводы о характере японской геополитической стратегии, ее перспективах в условиях глобальных изменений и возможных направлениях эволюции в XXI веке. Работа представляет интерес для специалистов в области международных отношений, стратегических исследований и регионоведения, а также для всех, кто изучает динамику безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Процесс принятия внешнеполитических решений и проведения политики одной страны в отношении другой остается за соблюдением закрытого процесса. Невозможно точно определить, какие вводные данные доступны руководителям и как проходит процесс выработки итогового решения. Например, мы не имеем доступа к закрытой экспертизе, предоставлению разведки или Министерству защиты США. Иначе говоря, весь внешнеполитический механизм - своеобразный «черный ящик» (черный ящик). Эта связь, изучение открытого экспертно-аналитического сообщества, является удобной и достоверной для лучшего понимания процесса принятия решений. У ее истоков стояли миссионеры, торговцы и мануфактуристы. На протяжении многих лет они способствовали развитию Китая. При этом даже в периоды, когда США придерживались более изоляционистской внешней политики, китайская политика сохраняла силу. Но споры между экспертами способствовали не только появлению новых смыслов и положений, но и снижению защищенности китайской политики от политизации. Внутри ее старались политизировать и использовать против своих конкурентов не только политики, но и эксперты, стремившиеся к большей прозрачности в процессе принятия решений. Другими словами, во время неоконсервативного поворота стала четче проводиться тенденция «подстраивания» исследований в рамках внутри- и внешнеполитических интересов лиц, принимающих решения.
Современное состояние мировых дел характеризуется новым витком противоборства между великими державами, что стало следствием стремления ряда стран построить многополярный мир, который бы на более широкой основе учитывал их интересы. Естественно, что такой ход событий не отвечает интересам Соединенных Штатов, стремящихся сохранить за собой статус единственной сверхдержавы.
Развитие экономики, доступ к новейшим информационным и технологическим разработкам позволил России, Китаю и Ирану создать конкурентоспособные технологии ведения войны и инициировать процесс перераспределения власти и могущества на пространстве Евразийского континента. В связи с этим вооруженные силы США, в общем, и Силы специальных операций (далее – ССО), в частности, начали переориентироваться с операций по борьбе с террористами к мероприятиям по противодействию конкурирующим державам. ССО США играют все более важную роль в глобальной конкуренции с Китаем, Россией и Ираном, особенно в области нерегулярных боевых действий.
Цель настоящего исследования заключается в анализе возможных путей применения подразделений ССО в вопросе сдерживания конкурентов США.
Статья посвящена анализу практических аспектов цифровой дипломатии США к Израилю в период с 2009 по 2016 гг. Указанный период примечателен началом развития американской цифровой дипломатии как правительственного инструмента реализации «мягкой силы». В статье изучается реализация американской цифровой дипломатии как механизма воздействия на зарубежную аудиторию в отношении государства-союзника – Израиля, с которым у США при администрации Барака Обамы складывались напряженные отношения.
Используя институциональный подход и метод изучения документов, автор рассматривает институты, реализующие американскую цифровую дипломатию, а также инициативы и программы, осуществляемые Соединенными Штатами в Израиле и на Палестинских территориях. Особое внимание в статье уделяется Твиттер-дипломатии США к Израилю. Благодаря контент-анализу были рассмотрены твиты аккаунтов американского президента и госсекретарей США, госдепартамента и посольства США в Израиле, а также премьер-министра Израиля.
Цель данного исследования состоит в определении ориентиров Японии на международной арене и роли Ближнего Востока во внешней политике Японии в послевоенный период. Актуальность темы обусловлена современными трендами во внешней политике Японии, когда ее дипломатия в регионе становится более проактивной, что обусловлено энергоресурсной значимостью Ближнего Востока, что, как следствие, порождает конкуренцию среди стран за геополитическое влияние; Токио одновременно позиционирует себя как проводник «западных ценностей» в регионе, следуя в фарватере Вашингтона в ближневосточном регионе, и как страна Востока. При этом особенности процесса принятия решений внутри самой Японии делают ее политику «неповоротливой», лишая ее динамики в крайне конфликтогенном регионе, где ситуация стремительно меняется.
В данной статье представлено теоретическое обоснование внешнеполитического курса Японии, выбора ее приоритетов и определена роль Ближнего Востока в данной стратегии.
Статья посвящена феномену стратегического партнерства ФРГ и РФ с 1994 г., когда было заключено соглашение о партнерстве и сотрудничестве по 2000 г., когда к власти в РФ приходит Владимир Путин. Автор, используя историко-генетический метод, предпринимает попытку осветить эволюцию партнерства в контексте взаимосвязи стратегического партнерства как европейского явления и части немецкой национальной политики. На основе разнообразных источников в работе сравниваются подходы к определению генезиса явления, к его качественному содержанию и эволюции. Различия подходов продемонстрированы на примере различных публикаций и нормативно-правовой базы. На основе собранных материалов автор реконструирует ожидания ФРГ и РФ от стратегического партнерства, обозначает препятствия для его реализации в полной мере. Отдельно выделены причинно-следственные связи, лежащие в основе такого формата отношений. Для наглядности они изложены в хронологическом порядке. Такое изложение позволило воссоздать динамику развития партнерства и полнее осветить ожидания сторон. Автор приходит к выводу о существовании двух уровней стратегического партнерства: институционального (связь: Германия – ЕС – РФ) и межгосударственного (связь: ФРГ – РФ), где трендом является именно переход к институциональному уровню.
Настоящая статья посвящена латиноамериканской политике Канады в премьерство П. Трюдо и Б. Малруни. Следует отметить, что внешнеполитическая линия канадских премьер-министров была направлена на улучшение геополитического имиджа Канады в Латино-Американском регионе, а также установление взаимовыгодных экономических связей с входящими в него государствами. Показательно, что, несмотря на свои внутрипартийные различия и отличающиеся программные установки, как канадские консерваторы, так и либералы в 1968–1993 гг. были едины в своем стремлении развивать внешнеполитические связи со странами Латинской Америки. В статье подчеркивается, что, если в годы премьерства П. Трюдо был заложен фундамент для будущего прочного торгово-экономического и политического взаимодействия Канады и стран Латинской Америки, то в премьерство Б. Малруни Канада вступила в Организацию американских государств. Автор считает, что латиноамериканская политика П. Трюдо и Б. Малруни была значимой для укрепления связей Канады со странами Латинской Америки. Она способствовала дальнейшим успехам Канады в этом направлении. Автор статьи приходит к выводу о том, что различные внешнеполитические установки П. Трюдо и Б. Малруни не помешали им плодотворно развивать отношения со странами Латинской Америки.