Архив статей журнала

Роль научно-исследовательской работы студенческой молодежи в образовательном процессе вуза (2025)
Выпуск: Том 17, № 2 (2025)
Авторы: Рожкова Лилия Валерьевна, ДУБИНА Альбина Шагидулловна, Тепляков Егор Борисович

Введение. Сегодня общественные трансформации задевают все аспекты жизни общества. Стремительные изменения в социуме, экономике, культуре, политике и других областях приводят к смене ценностных ориентиров. Технологический прогресс, активное применение искусственного интеллекта неизбежно приводят к пересмотру традиционных требований к профессии, что в свою очередь создает современные тренды в системе подготовки студентов в высших учебных заведениях. Таким образом, внедрение новых технологий и трансформации в обществе сменяют привычные компетенции, ожидая от работников навыков, соответствующих веяниям современного мира, тем самым создаются перспективы для развития общества.

Материалы и методы. В статье используются результаты социологических исследований отечественных ученых, а также авторами были проведены фокус-групповая дискуссия среди студентов Пензенского государственного университета и глубинное интервью с потенциальными работодателями Пензенской области.

Результаты исследования. В статье представлены основания необходимости внедрения научно-исследовательской работы в образовательный процесс студентов в университете. Особое внимание уделено изучению соответствия потребностей работодателей к компетенциям соискателей и ожиданиям выпускников о предъявляемых требованиях для успешного трудоустройства. Социологические исследования показали, что взгляды на необходимость внедрения научной и творческой работы у современной российской молодежи расходятся с мнением работодателей. Так как не все студенты поддерживают решение включить в обучение дополнительные занятия, связанные с научными исследованиями и творческой работой, поскольку не видят ее пользы для себя в настоящее время и в будущем. При этом работодатели выражают потребность в выпускниках с навыками в области научной и творческой деятельности.

Обсуждение и заключение. Авторы пришли к выводу, что от привлечения студентов к НИР следует ожидать положительного эффекта, но при условии их постоянного включения в течение всего периода обучения. В высшей школе следует создать благоприятные условия для научной деятельности учащихся: организовать работу научных групп по интересам, предоставить необходимое материально-техническое оснащение, предоставить научно-методический материал и стимулировать работу, поощряя морально и материально.

Сохранить в закладках
Цифровые технологии в образовании: взгляд студентов медицинского вуза (2025)
Выпуск: Том 17, № 2 (2025)
Авторы: Заболотний Александр Григорьевич, Миргородская Майя Евгеньевна, Москаленко Ангелина Олеговна, Лосева Адалия Ильинична

Введение. Актуальность исследования цифровых технологий в образовании обусловлена их растущей интеграцией в учебный процесс. Исследования в данной области часто фокусируются на взгляде преподавателей, что подчеркивает необходимость более глубокого анализа опыта студентов и их восприятия цифрового обучения.

Материалы и методы: обзор литературных источников; статистический анализ результатов опроса в онлайн-формате, проведенного с 1 по 15 ноября 2024 года на базе Кубанского государственного медицинского университета.

Результаты. Большинство респондентов положительно оценивают доступные цифровые ресурсы, выражая интерес к специализированным курсам. Средняя оценка удовлетворенности свидетельствует о высоком уровне одобрения применения информационно-компьютерных технологий в обучении. Превалирующее число студентов ежедневно используют цифровые инструменты, однако выявлены проблемы с интернет-соединением и качеством звука во время онлайн-лекций.

Обсуждение. Дистанционный и смешанный форматы обучения оказались наиболее предпочтительными благодаря своей гибкости. Студенты подчеркивают важность экономии времени и возможности записи лекций для последующего изучения. Несмотря на общее положительное восприятие, в ходе исследования выявлены существующие проблемы, такие как недостаток практических навыков, вопросы конфиденциальности данных и снижение концентрации внимания.

Заключение. В исследовании отношения студентов к цифровым технологиям в образовании выявлены как преимущества цифровизации, так и недостатки, что позволит разработать стратегии оптимизации цифрового обучения.

Сохранить в закладках
Научно-исследовательская деятельность студентов как базовый компонент будущей профессиональной деятельности (2025)
Выпуск: Том 17, № 1 (2025)
Авторы: Панина Елена Александровна

Введение. Компетентностная образовательная парадигма, являющаяся основой реализации действующих ФГОС ВО, предполагает ориентацию на формирование компетентного специалиста, способного к быстрой ориентации в изменяющихся социально-экономическом и производственном пространствах, эффективному применению большого потока информации. Обозначенные компетенции успешно формируются у студентов посредством привлечения к научно-исследовательской работе. Данное обстоятельство актуализировало работу по выполнению исследования, проблема которого заключается в изучении научно-исследовательской деятельности студентов как базового компонента будущей профессиональной деятельности.

Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально подтвердить значимость научно-исследовательской деятельности студентов в профессиональной подготовке вуза.

Объект и методы исследования представлены анализом научной литературы, сравнением, ранжированием, обобщением, онлайн-анкетированием, наглядным представлением результатов. Экспериментальная работа осуществлялась на базе факультета экономики и управления Майкопского государственного технологического университета.

Результаты и обсуждения: раскрыто понятие «научно-исследовательская деятельность студентов»; определены функциональные компоненты научно-исследовательской работы студентов вуза; представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление значимости научной работы в образовательном процессе вуза. Ключевые выводы: научно-исследовательская работа студентов представляет собой процесс познавательной деятельности по получению нового знания, решение теоретических и практических задач, самообразование и самореализацию исследовательских способностей; функциональными компонентами научно-исследовательской работы студентов вуза являются образовательный, организационный, аналитический, мотивационный, развивающий и воспитательный; научно-исследовательской деятельности обучающихся отведена роль значимого инструмента профессиональной коммуникации, фасилитатора мотивации к овладению будущей профессией.

Сохранить в закладках