По результатам анализа хронологии прокладки путей БАМа определено пять этапов строительства магистрали с их графическим отображением на карте-схеме. Обоснованием послужил исторический контекст. На основе архивных материалов музеев, открытых источников и личных воспоминаний специалистов освещаются реализованные и неосуществленные проекты в городах и поселках БАМа в Иркутской области. Принадлежность БАМу некоторых городов и поселков первых этапов строительства не всегда очевидна и не находит достойного места в цепи событий. Изложены объективные причины и обстоятельства, на это повлиявшие. Определена градостроительная специфика поселений советского периода западного участка БАМа.
Всем известна судьба городов, обойденных главными железнодорожными магистралями. Тюмень отобрала первенство у Тобольска, Новосибирск – у Томска. Великолепные некогда приграничная Кяхта и столичный Нерчинск превратились в заштатные поселения…
Глобальная урбанизация вынуждает значительные массы людей переходить от традиционного уклада к жизни в современном городе. Мощные информационные потоки и динамика города способствуют развитию психических расстройств. Структура традиционного арабского города препятствовала росту психических перегрузок. В результате в традиционной арабской культуре укоренилась стигматизация психических расстройств - отношение к ним как к проклятию или заразной болезни. Вестернизация современных арабских городов сопровождается двоякими эффектами одновременного роста психических нагрузок и размыванием их стигматизации.
Показана взаимосвязь социологического (Ч. Миллс) и географического (Д. Харви) воображения, формирующих дискурсивную дихотомию городского планирования. Артикуляция географического воображения сопряжена с доминированием «абстрактных систем» политики и экономики (пример Докландса в Лондоне) и для горожан чревата «вненаходимостью», утратой «чувства места». Социологическое воображение обусловлено вниманием к хрупкой социальной топологии (пример Стайвесант-тауна в Нью-Йорке) и направлено на социально ориентированные проекты. Раскрыт потенциал предложенного П. Хили «совместного планирования» (Кони-стрит и верфи Габриэля в Лондоне) для интеграции двух форм воображения.
Статья посвящена анализу развития градостроительства государства Маньчжоу-го на примере Чанчуня, подвергшегося кардинальной реконструкции в период 1932-1937. Выявлены особенности формирования пространственной структуры города на примере поисковых вариантов генерального плана 1932. Отмечена высокая роль площадей, связывающих основные магистрали и формирующих возле себя градостроительные ансамбли. Подчеркивается, что применение зеленых вводов и поясов оказало влияние на градостроительное законодательство Японии. Градостроительство Маньчжоу-го характеризуется как региональный вариант японской колониальной архитектуры.
Современные условия градостроительства не дают возможности добиваться целостности пространства города. Формирование стихийных планировочных единиц в структуре крупного города обусловлено либерализацией регламентов архитектурно-градостроительной деятельности, отходом от крупномасштабных проектов, концепций ансамбля. Изучение морфологии города позволяет предложить их примерную типологию: ядра урбо-роста; транзитно-ориентированные районы; естественные ареалы; неоднородные жилые территории; «между-территории»; неопределенные местности, др. Характер каждого типа предполагает направленную методику исследования и стратегий развития.
Работа посвящена анализу городской структуры Хабаровска, формированию районов и способам их связи между собою. В рассматриваемый исторический период (1858-1966) было выявлено четыре градостроительных этапа: военный пост, промышленный этап, советский и социалистический. Каждый из выявленных периодов обладает уникальной моделью развития городской планировки: линейная, регулярная, ландшафтная и радиальная. Первой крупной жилой застройкой был ГУПРовский городок. Строительство Первого микрорайона ознаменовало начало плановой застройки в Хабаровске.
Рассмотрены становление и развитие ортогональной планировочной структуры античных городов эпохи эллинизма и Рима. Выявлена линия развития градостроительства от ордерной системы и прямоугольного перистильного общественного и жилого пространства к завершенной ортогональной структуре. Выдвигается идея ортогональной сущности античного города, который соединяет в себе эти элементы на основе принципа простоты и равенства. Показаны архитектурные приемы, позволяющие расположить город на местности и соединить различные его элементы в единый организм и разнообразить планировку сочетанием нескольких ортогональных систем. Регионом исследования выбрана Малая Азия - зона активного экономического и социального развития античной эпохи, которая вмещала в себя полисы с разнообразным расположением, размером и композицией, интересные для анализа их градостроительной структуры. Приведены примеры планировки таких городов, как Приена, Магнезия, Книдос, Сагалоссос, представлен новый материал по планировке Пергама.
В контексте философии города рассмотрена роль знаков и символов в развитии городов. Показано, что во многих случаях знаковый поток вырождается в поток пустых знаков, симулякров, что наносит значительный ущерб городу. Альтернативой является организация потока эмоционально нагруженных знаков. В этом случае город выступает как рассказчик (нарратор). Приведены примеры городов, успешно развивающихся как города-нарраторы.
Научная картина XXI века представляет мир не как механическую систему, а как мир потокового Процесса и комплексного произведения. Поэтому в творчестве становится важным выражение места как Процесса, характеризующегося совокупностью необратимых и взаимосвязанных круговых изменений в динамическом порядке сети взаимодействий. Такое рассмотрение соответствует поэтике пространства или топоанализу мест. Кибернотопически-потоковая поэтика пространства предлагает изучение истоков образа не на основе отдельных атомарных единиц-образов, а на основе целостных процессов, встроенных в биосферные потоки.
Современное осмысление городского пространства выходит за пределы статичных структур и сетей, предлагая концепцию потоков как альтернативный способ анализа. В исследовании рассматриваются два подхода к пониманию потоков: динамический, вводящий временное измерение, и топологический, выявляющий диффузность границ. Через анализ урбанистических процессов и медицинских практик (COVID-19) демонстрируется, как метафора потоков помогает переосмыслить социальное, дискурсивное и физическое пространство города.
Современный город в единстве его материальных и знаковых объектов является многоуровневой текстовой системой, в которую входят индивидуальные и коллективные символические элементы, а также средства освоения опыта взаимодействия с городским текстом. В статье приводится обоснование роли алгоритмизированных средств (Quick Response, или QR) в осмыслении городского пространства. QR-код рассматривается как графический объект, связывающий объекты архитектурно-ландшафтного слоя городского текста с коммуникативными потоками и социальными структурами. Виртуальное пространство содержит специфические знаковые комплексы, взаимодействие с которыми позволяет решать познавательные и практические задачи, осуществлять коммуникации, производить цепочки социальных действий.