Архив статей

ИЗ ИСТОРИИ ОТНОШЕНИЙ СССР / РОССИИ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА (2024)
Выпуск: № 1 (854) (2024)
Авторы: МИХАЙЛИН ИГОРЬ ВИКТОРОВИЧ

В статье анализируется открытый доклад Службы внешней разведки РФ «Перспективы расширения НАТО и интересы России». Благодаря четкой артикуляции и наглядному показу того, как расширение НАтО в восточном направлении ущемляет интересы России, удалось замедлить присоединение стран Центральной и Восточной Европы к альянсу и сопутствующее приближение его военной инфраструктуры к границам нашей страны.

Сохранить в закладках
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДО-ТИХООКЕАНСКОЙ СТРАТЕГИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В 2021-2022 ГОДАХ: ПЕРВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ШАГИ И РЕЗУЛЬТАТЫ (2024)
Выпуск: № 1 (854) (2024)
Авторы: КИТАЕВ РОМАН ВИКТОРОВИЧ

В статье рассматривается вопрос практической реализации положений Стратегии Европейского союза по сотрудничеству в Индо-Тихоокеанском регионе в период 2021-2022 годов. Анализируются события внешней политики ЕС в Азии в период 2021-2022 годов, с учетом особенностей конкретно-исторического метода. Анализ выстроен на основе стратегических документов Евросоюза, заявлений официальных лиц ЕС, данных профильных структур европейской комиссии, работ отечественных и европейских политологов.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ ПАНИСЛАМИЗМА НА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИРАНА (ОТ ИЗЛОМА ИРАНО-ИРАКСКОЙ ВОЙНЫ ДО СОВРЕМЕННОСТИ) (2024)
Выпуск: № 1 (854) (2024)
Авторы: БАСКАКОВ ИЛЬЯ ДМИТРИЕВИЧ

В статье анализируется внешнеполитические концепции Исламской Республики Иран с панисламской направленностью, разработанные и активно используемые Тегераном в период от излома ирано-иракской войны до современности. Рассматривается отводимое Ирану место в деле консолидации уммы в каждой из концепций с учетом внутри- и внешнеполитической обстановки в различные исторические периоды.

Сохранить в закладках
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЕВРОПЕ (НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ) (2024)
Выпуск: № 1 (854) (2024)
Авторы: НАДЕЖДИН Александр Евгеньевич

В статье исследуются миграционные процессы в Германии, которые в едином комплексе с негативными социально-экономическими изменениями оказывают воздействие на внутриполитическую ситуацию и электоральные перспективы правящих элит. Как показывает анализ, прием украинцев наряду с беженцами из других кризисных регионов не находит единогласной поддержки населения и способствует ослаблению позиции традиционных партий, а также укреплению внесистемных сил (партия «Альтернатива для Германии»).

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ МОРСКОЙ СТРАТЕГИИ КИТАЯ (2024)
Выпуск: № 1 (854) (2024)
Авторы: Навдаева Мария Евгеньевна

В статье рассматривается эволюция морской стратегии как важный компонент исследования морского курса Китайской Народной Республики. Рассматриваются особенности морской политики империального Китая, попытки зарождения морской стратегии в XIX веке, а также постепенная ее трансформация от концепции моря как барьера к морю как важному средству коммуникации и развития. Главными целями статьи являются исследование исторической преемственности морской стратегии Китая от ранних этапов к настоящему времени, а также выявление роли внутри- и внешнеполитических факторов в ее формировании и реализации.

Сохранить в закладках
РОССИЙСКИЙ ФАКТОР В СОВРЕМЕННОМ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОМ КУРСЕ ВЕНГРИИ (2024)
Выпуск: № 1 (854) (2024)
Авторы: ЛИСЕНКОВА АЛЕНА ДЕНИСОВНА

В статье анализируется российский фактор в современном внешнеполитическом курсе правительства Венгрии во главе с В. Орбаном и его партией «Фидес - Венгерский гражданский союз». Сравниваются официальные позиции правительства по наиболее резонансным вопросам, связанным с Россией. К ним относятся энергетические санкций, членство Финляндии и Швеции в НАТО, поставки вооружения украинской стороне. Исследование показывает, что, несмотря на согласие со многими ценностными ориентирами партнеров по ЕС И НАТО, Венгрия готова продолжать последовательно защищать собственные экономические и энергетические интересы.

Сохранить в закладках
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕОРЕСПУБЛИКАНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ТУРЦИИ (2025)
Выпуск: № 3 (860) (2025)
Авторы: УРПЕР МЕХМЕТ

В статье рассматриваются политические изменения в Турции, возникшие на фоне капиталистического развития систем глобализации и регионализации. Особенно заметны эти тенденции во внешнеполитической стратегии Турции, которая в последнее время активно трансформируется в новую неореспубликанскую модель, которой присущи отход от традиционной формы, завещанной Ататюрком и элементы постимперской модификации. В работе анализируется процесс эволюции турецкого республиканизма через призму современной внешнеполитической практики, включая усиление регионального влияния Турции на Ближнем Востоке, в Африке и на Балканах.
В исследовании используются методы сравнительного анализа, исторического институционализма и системного подхода для выявления особенностей новой модели внешней политики. Особое внимание уделяется концепции «Империализм 2.0», объединяющей традиционные и современные инструменты влияния, а также роли этноконфессиональных и культурно-исторических факторов в формировании стратегических приоритетов страны. В результате исследования выявлено, что современная Турция стремится занять позицию регионального центра силы, сочетая реализацию собственных интересов с интеграцией в глобальные процессы.

Сохранить в закладках
ПРИОРИТЕТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ВЕДУЩИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ АКТОРОВ С ГОСУДАРСТВАМИ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (НА ПРИМЕРЕ КЕНИИ И ТАНЗАНИИ) (2025)
Выпуск: № 3 (860) (2025)
Авторы: Столетов Олег Владимирович

В статье исследуются приоритеты сотрудничества ведущих международных акторов с Кенией и Танзанией на современном этапе. Кения и Танзания рассматриваются в качестве ключевых стран Восточной Африки. Внимание уделяется изучению особенностей взаимодействия ведущих международных акторов с Кенией в энергетической, транспортно-логистической и цифровой сферах, а также с Танзанией в транспортно-логистической, энергетической и ресурсной сферах. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что на современном этапе происходит развитие многосторонней системы экономических отношений ведущих международных акторов с Кенией и Танзанией. Важную роль в этом играют западные страны. Вместе с тем ведущие незападные страны последовательно наращивают сотрудничество с исследуемыми восточноафриканскими государствами, в частности в формате «гибких» международных партнерств. В рамках международного сотрудничества Кения и Танзания стремятся к защите своих национальных экономических интересов, а также развитию региональной интеграции в Восточной Африке.

Сохранить в закладках
СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ В ОБЛАСТИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РАМКАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА: МЕХАНИЗМЫ И ПРАКТИКА (2025)
Выпуск: № 3 (860) (2025)
Авторы: ЛИ С.

В 1992 году Россия и Китай выдвинули инициативу по расширению молодежного обмена, однако широкомасштабное взаимодействие началось лишь с проведения «Года молодежных обменов России и Китая» в 2014 / 2015 годах. С тех пор молодежное сотрудничество двух стран активно развивается в политической, экономической, научно-технической, культурной и спортивной сферах, а вопросы молодежной политики привлекают всё больше внимания. Целью настоящего исследования является анализ истории и текущего состояния сотрудничества России и Китая в области молодежной политики в рамках стратегического партнерства. Развитие молодежного взаимодействия между Россией и Китаем рассматривается в контексте углубляющегося стратегического партнерства. В работе применяется метод контент-анализа для изучения официальных документов, подписанных двумя странами, а также новостных материалов, связанных с молодежным обменом, с целью выявления приоритетных направлений сотрудничества. С помощью исторического метода прослеживаются этапы развития и уже сформированные устойчивые механизмы взаимодействия в сфере молодежной политики в рамках двусторонних отношений. В дополнение используется метод кейс-анализа для рассмотрения практических аспектов текущего сотрудничества. Результаты исследования показывают, что сотрудничество в области молодежной политики осуществляется в рамках механизмов регионального, двустороннего и многостороннего взаимодействия. По мере углубления российско-китайских отношений сферы молодежного сотрудничества продолжают расширяться в соответствии с потребностями стратегического развития двух стран.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ РАСПАДА ЮГОСЛАВИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ БАЛКАНСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ (1991-1998) (2025)
Выпуск: № 3 (860) (2025)
Авторы: МОСКАЛЬЧУК ДАНИЛА АЛЕКСАНДРОВИЧ

В статье рассматривается внешняя политика Турции в отношении стран бывшей Югославии в 1990-е годы - период распада СФРЮ и обострения этнорелигиозных конфликтов на Балканах. Цель исследования - выявление факторов, определивших трансформацию турецкой внешней политики от осторожного нейтралитета к активному вовлечению в региональные процессы. Особое внимание в работе уделяется роли религиозной, этнической и культурной идентичности в формировании балканского вектора Анкары. В статье используется историко-сравнительный метод изучения первичных источников, а также анализируются работы ведущих турецких и зарубежных исследователей. Особое внимание уделено интерпретации идеологических сдвигов - от кемалистского гражданского национализма к озалистской концепции, сочетающей турецкую идентичность с исламским наследием Османской империи. Одним из перспективных направлений данного исследования является сопоставительный анализ позиции Турции в отношении к стремлению боснийских мусульман и косовских албанцев обрести национальное государство. Автор полагает, что подобная реализация разновекторного и адресного подходов к решению конфликтов на территории Западных Балкан в значительной степени оказала влияние на последующую стратегию выстраивания отношений между Турцией и странами бывшей Югославии, а также заложила базу для развития новых проектов в рамках инструментария «мягкой» и «умной» силы. Результаты исследования демонстрируют, что внешняя политика Турции в 1990-е годы была противоречивой и определялась балансом между стремлением к региональному лидерству, внутренними политическими рисками и давлением международных акторов, прежде всего США и НАТО. Анкара выработала гибкий внешнеполитический курс, который соответствовал постоянно меняющейся обстановке в регионе. Подобный подход претерпел изменения после прихода к власти Партии справедливости и развития в ноябре 2002 года, но вместе с тем сохранил свою актуальность и лег в основу современного внешнеполитического курса Анкары на Балканах.

Сохранить в закладках
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ КАК ПРИОРИТЕТ ЕГО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ (2025)
Выпуск: № 2 (859) (2025)
Авторы: ЧЭНЬ ФАНБО

В статье раскрывается содержание современного этапа энергетического сотрудничества Китая с иностранными государствами, которое является одним из важных элементов его внешнеполитической стратегии. Эта стратегия, в свою очередь, направлена на укрепление энергетической безопасности Китайской Народной Республики, ее технологического лидерства и геополитического влияния в условиях глобальных трансформаций. Особое внимание в статье уделяется влиянию геополитических и экономических приоритетов внешней политики Китая на энергетические аспекты среды обитания жизни в означенной стране. Детально уточняется мера и степень их воздействия на энергетическую сферу Китая. Необходимость комплексного подхода к изучению многоуровнего взаимодействия Китая с развитыми и развивающимися странами в значительной степени предопределила тип, направленность и характер исследования. В нем использованы геополитический и системный методы с учетом национальных интересов и внешнеполитических приоритетов Китая. В основу исследования положен большой документальный материал: статистические данные, руководящие документы Коммунистической партии и правительства Китая, многочисленные научные издания. Подводя итоги проведенному исследованию, можно отметить, что Китай системно диверсифицирует источники импорта традиционных энергоресурсов, активно экспортирует зеленые технологии и создает альтернативные институты сотрудничества. Это позволяет КНР снижать зависимость от экономической политики Запада и укреплять свои позиции на глобальном энергетическом рынке. Китайское политическое руководство уделяет особое внимание роли мягкой силы в продвижении климатической повестки. Практика мягкой силы способствует формированию позитивного имиджа Китая в структуре мирового сообщества. Он выступает как один из глобальных лидеров энергетического перехода. Основными препятствиями для реализации энергетических целей и задач внешнеполитического курса Китайской Народной Республики в условиях глобальной нестабильности являются острая конкуренция Китая со странами Запада, экологические проблемы и высокая долговая нагрузка в ряде развивающихся стран, с которыми КНР взаимодействует в энергетической сфере.

Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРМИНА «ГЛОБАЛЬНЫЙ ЮГ» В ДИСКУРСЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ БРИКС (2025)
Выпуск: № 2 (859) (2025)
Авторы: НОВИКОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА, АЛЕКСЕЕВА ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА

В данной статье представлен анализ особенностей употребления термина «Глобальный Юг» в дискурсе БРИКС. Цель исследования заключается в оценке возможности формирования единого подхода к концепции «Глобального Юга» в рамках БРИКС.
В исследовании используются метод оценки эффективности дискурса, разработанный ученым Академии общественных наук КНР Юэ Шэнсуном, а также элементы дискурс-анализа и историко-генетического метода. Метод Юэ Шэнсуна позволяет моделировать процесс конкуренции государства-лидера и возвышающихся держав в дискурсивной системе. Применение означенного метода обусловлено необходимостью выявить потенциал стран БРИКС в качестве новых акторов в концептуализации «Глобального Юга». Элементы дискурс-анализа проявляются в определении подходов стран БРИКС к Глобальному Югу на базе текстов деклараций по итогам саммитов объединения. Историко-генетический метод используется для выявления причин появления новых интерпретаций понятия «Глобальный Юг» в исторической перспективе. В результате проведенного исследования было выявлено, что в настоящее время единый подход стран БРИКС к определению «Глобального Юга» еще не сформирован. Страны объединения БРИКС предлагают различные варианты его концептуализации. В статье выделяются три основных подхода к интерпретации понятия «Глобальный Юг». Воспроизводство термина в дискурсе БРИКС будет зависеть от политической воли Бразилии, Индии и ЮАР, заинтересованных в актуализации повестки «Глобального Юга», согласования общей позиции стран объединения по конкретизации содержания указанной повестки для ее дальнейшего международного продвижения от имени объединения.

Сохранить в закладках