Целью статьи является ознакомление с деятельностью руководства Северо-Западным фронтом, 1-й, 2-й, 5-й и 10-й армий, входящих в его состав, а также корпусов и дивизий этих армий по взаимодействию войск в ходе ведения Варшавско-Ивангородской операции. Применение основных методов историко-системного, историко-типологического и метода синтеза информации из опубликованных источников и архивных документов позволило провести исследование достаточно большого количества исторических документов Ставки Верховного главнокомандующего, войск Северо-Западного фронта, действующего на направлении главного удара во втором периоде Варшавско-Ивангородской операции. В исследовании раскрывается алгоритм деятельности полевых управлений и штабов Северо-Западного фронта, войск, входящих в его состав по поддержанию взаимодействия, а также раскрывается зависимость от управленческих действий Ставки Верховного главнокомандующего на всем протяжении ведения операции. Приводятся примеры по поддержанию взаимодействия войск различного уровня управления в ходе ведения боевых действий последовательно по дням операции и направлениям действий войск. Показываются сложности в поддержании взаимодействия по этапам развития операций (при ведении оборонительных действий, переходе в наступление). Раскрываются документы, позволяющие определить действия командующих (командиров, начальников), их штабов на всех этапах ведения операций. На основании рассмотренных исторических и аналитических документах раскрывается структура руководства взаимодействием войск Северо-Западного фронта с началом второго периода Варшавско-Ивангородской операции; делаются выводы о приемах поддержания взаимодействия войск и последовательности достижения устойчивого взаимодействия в ходе операции.
В статье анализируются основные документы долго- и среднесрочного стратегического планирования, принятые в Исламской Республике Иран, определяющие общие направления и задачи внешней политики данного государства на современном этапе. Цели внешнеполитического курса Ирана и взгляд на мировую политику, излагаемые в документах, изучаются в контексте конкретно-исторических условий разработки и принятия документов. Определяются ключевые внешнеполитические интересы и ценности, постулируемые в документах стратегического планирования Ирана. Выявляется триада документов стратегического планирования Исламской Республики Иран, существовавшая в 2019-2025 годах, включавшая Стратегию 20-летнего развития страны, программное заявление «Второй шаг революции» и план пятилетнего развития. Проводится сравнительный анализ документов триады по вопросам их характера, устанавливаемых задач, региональных приоритетов, ценностных оснований внешнеполитического курса и т. п. Ориентиры, обозначенные в документах, имеют критическое значение как для трактовки внешней политики Ирана в предшествовавшие годы, так и на текущем этапе и в перспективе.
В статье рассматривается деятельность местных органов власти Северо-Западного края Российской империи по решению проблем в сфере государственной и общественной безопасности в регионе в 1900-1907 годах. Целью статьи является анализ правительственной политики с учетом местных социально-политических, экономических и конфессиональных особенностей и условий, а также личного вклада генерал-губернаторов, руководивших краем в указанный период, в борьбе с революционным и националистическим движениями. Исследуются основные направления деятельности проводимой политики и показаны ее результаты. Сделан вывод о том, что деятельность местных органов власти в западных районах Российской империи по обеспечению государственной и общественной безопасности имела не только цель по восстановлению правопорядка в преддверии и в период Первой русской революции, но также носила социальную и конфессиональную направленность, отличалась непостоянством и зависела от меняющегося курса государственной политики и политической конъюнктуры того времени. Политика русификации, бюрократизации и унификации, сопровождаемая административно-полицейскими мерами не способствовала окончательной стабилизации общественного порядка и внутренней безопасности в регионе. В работе использованы ретроспективный, проблемно-хронологический, историко-сравнительный методы исследования.
В статье рассматриваются некоторые аспекты организации продовольственных органов царским правительством в период Первой мировой войны. Описываются поиски правительства, направленные на улучшение их работы при заготовке хлеба и продуктов питания для армии и гражданского населения, на введение разверстки зерновых хлебов и фуража. Выясняются причины, срывавшие государственные поставки. Системно описываются реакция органов власти на возникшие проблемы и ее усилия, направленные на урегулирование продовольственного вопроса. Цель работы - проанализировать создание правительством продовольственных органов, обеспечивающих продуктами питания армию и гражданское население, рассмотреть эволюцию системы по снабжению продовольствием в России. На основе изучения архивных материалов, опубликованных документов, анализа обширного научно-исследовательского корпуса текстов, обзора периодической печати рассмотрен поиск преодоления трудностей, которыми сопровождались попытки правительства наладить снабжение населения страны всем жизненно необходимым. В статье проанализированы причины проблем с поставками хлеба и других продуктов питания населению, а также механизмы борьбы царского правительства с возникшими трудностями. Для анализа материалов мы использовали системно-структурный и сравнительно-исторический методы. Таким образом, объективные недостатки государственной системы правительство пыталось восполнить за счет улучшения организации поставок продовольствия, что способствовало усилению государственного регулирования, установлению твердых цен только на продукты сельского хозяйства и что привело к сокращению товарной доли, производимой в России зерновой продукции.
Цель исследования - дать характеристику деятельности руководства Северо-Западным фронтом 1-й и 2-й Армий, входящих в его состав. Корпусам дивизий этих армий была доверена координация войск в ходе ведения Восточно-Прусской операции. В статье применяются историко-системный и историко-типологический методы исследования. Они отвечают современным требованиям к историческим исследованиям. Использование этих методов позволило провести исследование достаточно большого количества исторических документов Ставки Верховного главнокомандующего, Северо-Западного фронта, штабов 1-й и 2-й армий и некоторых корпусов дивизий, входящих в их состав. Приводятся примеры согласования усилий между различными органами управления, армиями, корпусами и дивизиями в ходе ведения боевых действий последовательно по дням операции и направлениям действий войск. Отмечаются сложности в поддержании взаимодействия войск на различных этапах проведения боевых операций. Сложности возникают при выдвижении к государственной границе, завязке боя, ведении боевых действий, выходе из боя, выходе из окружения, отходе на другие рубежи, переходе к ведению оборонительных действий. Рассматриваются документы, позволяющие определить порядок действий командующих (командиров, начальников), их штабов на всех этапах ведения боевых операций. На основании рассмотренных исторических и аналитических документов делаются выводы о содержании, последовательности достижения устойчивого взаимодействия войск, об их составных частях и приемах по согласованию усилий различных родов войск на всех этапах ведения Восточно-Прусской операции, а при необходимости и восстановления взаимодействия; определяются причины нарушений в ходе ведения операции. Кроме того, делаются выводы о влиянии и роли организованного взаимодействия до начала операции на его поддержание и восстановление в ходе ведения.