Архив статей

К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: ЮСУПОВА ХАДРИЯ ГЕННАДЬЕВНА, ИЗМАЙЛОВА РАНИЯ ГЕННАДЬЕВНА

В статье раскрыты различные аспекты адаптации младших дошкольников к условиям детского сада как феномена, направленного на привыкание ребенка к новой системе социальных условий, отношениям, потребностям, видам деятельности. Организация комфортного адаптационного процесса в период поступления в детский сад оказывает огромное значение на дальнейшее физическое, психическое, эмоциональное состояние ребенка. Рассматривая процесс адаптации младших дошкольников к условиям детского сада, были обобщены научные исследования по данному вопросу и резюмирован практический опыт. Уточнено определение адаптации с позиции младшего дошкольного возраста; рассмотрена система самоорганизации детей в процессе адаптации и проанализированы факторы, способствующие и мешающие адаптации младших дошкольников к условиям детского сада. Путем анализа публикаций и собственного опыта общения с педагогами выявлены симптомы низкой и высокой адаптации ребенка в детскому саду на физиологическом, психологическом, социальном уровнях, актуализировано значение моделирования среды дошкольной образовательной организации, прокомментированы основные задачи и определены принципы организации процесса адаптации: близость родственника, последовательная организационная подготовки к переходу в детский сад, заблаговременное привлечение к ситуациям и видам деятельности, удобная логистика, игровая деятельность.

Сохранить в закладках
АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: ТИМОХИНА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА

В статье рассмотрены теоретические и прикладные аспекты адаптации детей с особыми образовательными потребностями к условиям среднего профессионального образования. Адаптационный период может существенно повлиять не только на становление профессионала и успешность в профессии, но и на дальнейшую социализацию и самореализацию обучающихся. В ходе проведенной работы выявлены и охарактеризованы основные индикаторы, отражающие специфические особенности адаптации к условиям инклюзивной среды, с учетом современной ситуации. Представлены результаты пилотного исследования, осуществленного в сентябре-октябре 2024 года в Профессионально-экономическом колледже ГГТУ. В эксперименте приняли участие 24 педагога, 8 обучающихся с особыми образовательными потребностями (нарушения слуха, зрения, опорно-двигательной системы) и 12 родителей. Анализ полученных данных позволил поставить задачи по развитию более эффективной системы адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями к условиям инклюзивной среды в организациях СПО: организация курсов повышения квалификации для педагогических кадров, разработка и реализация программы социально-педагогического сопровождения адаптационного процесса, создание информационного курса, формирование развивающей среды. Полученные данные можно будет экстраполировать на учреждения среднего профессионального образования Московской области.

Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: МАРЧЕНКО ВАДИМ ВЛАДИМИРОВИЧ

Статья посвящена исследованию проблемы педагогического сопровождения в условиях учебных центров. Педагогическое сопровождение в современных условиях как система подчиненных определенной цели действий педагога, направлено на обеспечение образовательного процесса. С позиций ретроспективного анализа рассмотрены подходы современных исследователей к педагогическому сопровождению, его сущности, основным характеристикам и трансформации дефиниций. Это позволило определить термин «профессионально важные качества» как компоненты профессиональной пригодности, личностные особенности, которые необходимы человеку для успешного решения профессиональных задач в практическом применении. В анализе специфических особенностей педагогического сопровождения сделан особый акцент на железнодорожную отрасль. Термин «сопровождение» представлен с учетом разнообразия его трактовок с различных научных позиций. Проблема педагогического сопровождения в условиях учебных центров связана с формированием и дальнейшим развитием у обучающихся профессионально значимых, необходимых именно в этой отрасли, качеств. Рассмотрены современные исследования о наличии доминантных качеств и специфических особенностей педагогического сопровождения в соответствии с ними, для различных видов профессиональной деятельности. Прокомментированы недостатки развития данного процесса на современном этапе: недостаток ресурсов, кадров, недостатки в содержании учебных дисциплин. Сделан вывод о необходимости дальнейшей разработки данной темы.

Сохранить в закладках
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: КЛЫЧКОВА ВАЛЕРИЯ ВАЛЕРИЕВНА, СЛОБОДСКАЯ ИРИНА НИКОЛАЕВНА

В предлагаемой статье исследуется акмеологические признаки эффективности современных педагогических технологий. Целью статьи является рассмотрение на примере педагогической технологии проектного типа в университетском образовании акмеологической природы педагогического проектория и его потенциала в формировании профессиональных ценностных ориентиров в рамках Педагогического клуба Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева. Для достижения поставленной цели методом контент-анализа, аналитического обзора литературы, нормативно-правовых источников и образовательной практики определяется сущность педагогического проектория, его потенциал в образовательном процессе университета, принципы организации, место в Программе студенческого педагогического клуба «Ступени мастерства», технологические отрезки в структуре педагогической технологии проектория в профессионально-педагогическом образовании в университете. Предложенные особенности портрета поколения «зуммеров» рассмотрены в применении к аспектам проектирования, как вида учебной и квазипрофессиональной деятельности в университете. Согласно нашей рабочей гипотезе, технология проектной деятельности, на примере Педагогического проектория, способствует формированию профессиональных ценностных ориентиров у будущих педагогов и акмеологическому вектору роста профессионализма и развития профессиональной компетентности у студентов в университете. Научная новизна результатов исследования заключается в том, что на основе полученных ранее результатов, идея проектной деятельности в студенческом клубном объединении обновлена новыми видами заданий и их решения в педагогическом проектории.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: ГАЛСТЯН ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

В статье представлены результаты теоретического и прикладного исследования по развитию графомоторных навыков у младших школьников. Изучение научной литературы по данному вопросу показало, что в большинстве современных работ формирование и развитие графомоторных навыков осуществляется в рамках коррекционной педагогики, в работе с детьми, имеющими речевые, ментальные нарушения. Практика же, напротив, нацеливает на необходимость формирования данного вида навыков также у детей с нормотипичным развитием. Автором проанализированы исследования в области развития графомоторных навыков у детей, дана критическая оценка теоретическим и современным прикладным исследованиям в данной области. В статье представлены результаты работы кафедры по внедрению эффективных технологий развития графомоторных навыков младших школьников, которая осуществлялась в образовательных организациях городского округа Орехово-Зуево Московской области. Охарактеризованы наиболее эффективные технологии, используемые в 2023-2024 годах в первых классах общеобразовательных школ с охватом 227 испытуемых. Особо представлена работа с родителями первоклассников, направленная на развитие графомоторных навыков в условиях семьи, совместной деятельности детей и взрослых. Сделан вывод о необходимости продолжения начатого исследования в области развития графомоторных навыков у младших школьников.

Сохранить в закладках