В статье рассматриваются проблемные аспекты, связанные с установлением уголовной ответственности за преступления, совершаемые с использованием дипфейков в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки. В качестве предмета исследования выступают особенности правового регулирования и применения уголовного законодательства в случаях совершения преступлений при помощи создания и распространения дипфейков. Цель работы заключается в определении сущности технологий дипфейков, анализе опыта Соединенных Штатов Америки в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием технологий искусственного интеллекта, а также выдвижение авторских предложений по совершенствованию уголовного законодательства. В качестве методологической основы выступают методы: диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, анализ, синтез. Авторский подход и научная новизна основываются на критическом анализе действующих правовых механизмов с акцентом на выявлении проблем, связанных с привлечением к ответственности за различные преступные деяния, совершаемые с применением технологий дипфейка. В результате работы приведен возможный вариант совершенствования уголовного законодательства в части ответственности за совершение подобных преступлений, а именно, авторы предлагают дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации квалифицирующим признаком – совершение преступления с использованием технологий дипфейка.
В данной статье проведен аналитический обзор зарубежных и отечественных исследований, посвященных вопросу влияния средств массовой коммуникации на киберпреступления несовершеннолетних. Проанализированы детерминанты киберпреступлений несовершеннолетних на основе материалов уголовных дел, а также данных общественных организаций, занимающихся поиском материалов в сети Интернет, содержащих признаки вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. Выявлено как положительное, так и отрицательное влияние средств массовой коммуникации на киберпреступления несовершеннолетних. Обосновывается необходимость введения новых субъектов профилактики правонарушений и киберпреступлений несовершеннолетних.