Внешняя политика Казахстана начала формироваться после распада СССР. Новые геополитические условия поставили перед государством новые задачи. Возникла необходимость осмысления и выработки новых подходов к реализации внешнеполитического курса. Особенностью внешней политики Казахстана стало расширение отношений с внерегиональными государствами при сохранении экономических и политических отношений с бывшими советскими республиками. В статье сделан вывод, что внешнеполитический курс складывался под влиянием экономического развития Казахстана, внутриполитических процессов, а также под сильным воздействием внешнего фактора. Это нашло отражение в основополагающих документах, которые были приняты в Казахстане в последующие десятилетия. В статье выявлены основные этапы внешней политики Казахстана, определены факторы, определившие развитие государства. Сделан вывод, что политика Казахстана носила сбалансированный характер, который отражал экономические и политические возможности страны. В последние десятилетия внешняя политика Казахстана находилась под возросшим влиянием внерегиональных акторов, которые проявляют повышенное внимание к Центральной Азии и центральноазиатским государствам.
Этническое разнообразие населения оказывает влияние на многие социальные аспекты, что обусловливает пристальный научный интерес к данной сфере. Многие авторы детально исследовали влияние этнической неоднородности на конфликты, социальную нестабильность, внутреннюю политику и многие другие социальные и культурные аспекты. В то же время, взаимосвязь между этнической фракционализацией и экономическими параметрами остается недостаточно изученной, что оставляет широкое поле для соответствующих исследований, особенно на уровне отдельных стран, так как большинство работ в этой области посвящено международным сопоставлениям. Одной из наиболее актуальных проблем в контексте этнической неоднородности населения можно признать ее взаимосвязь с неравенством доходов. Данная статья представляет результаты исследования взаимосвязи между этническим разнообразием населения, оцениваемой на основе Индекса этно-лингвистической фракционализации (ЭЛФ) и двумя показателями, характеризующими неравенство доходов — коэффициентом Джини и коэффициентом фондов. Анализ этой взаимосвязи выполнен на примере одной страны — Казахстана — посредством сравнительного анализа указанных индикаторов для семнадцати ее регионов. Результаты проведенного анализа показали наличие устойчивой и выраженной взаимосвязи, проявляющейся в увеличении неравенства доходов по мере роста этнического разнообразия регионов. В наиболее этнически однородных регионах индикаторы неравенства доходов оказались близки к минимальным по выборке значениям, тогда как в наиболее этнически разнородных регионах эти индикаторы были намного выше среднего уровня. Также была выявлена заметная корреляция между этнической фракционализацией и показателями неравенства доходов. Полученные результаты в целом корреспондируются с результатами многих работ, анализировавших данные взаимосвязи посредством межстрановых сопоставлений, но в случае Казахстана они оказались более отчетливыми, что можно интерпретировать как подтверждение наличия взаимосвязи между этническим разнообразием и неравенством доходов населения.