Цель – выявить особенности стратегий преодоления ненормативного семейного кризиса у созависимых родственников детей с тяжёлыми заболеваниями, а также проанализировать влияние кризисных периодов на эмоциональное состояние, внутрисемейные отношения и качество жизни.
Процедура и методы. Исследование носит эмпирический характер и основано на выборке из 50 созависимых родственников детей с хроническими заболеваниями (преимущественно матери, средний возраст – 42,1 года). Применялись стандартизированные методики: Опросник «Стратегии совладания» (Р. Лазарус и С. Фолкман, стратегия адаптации Е. В. Кузнецова), шкала «Социальная поддержка» (В. В. Михайлова). Статистическая обработка включала корреляционный анализ (для выявления взаимосвязи между стратегиями совладания и уровнем поддержки), дисперсионный анализ (ANOVA (Analysis of variance) – для сравнения эффективности стратегий между группами), факторный анализ (для выделения ключевых факторов преодоления кризиса). Применялись описательные статистики, U-критерий Манна-Уитни для межгрупповых различий. Для статистической обработки данных использовался пакет IBM SPSS Statistics (версия 26.0).
Результаты. В ходе исследования выявлено, что наиболее острые кризисы приходятся на получение диагноза семьёй (100% семей, M=4,8), периоды госпитализации ребёнка (88%) и рецидивы заболевания (56%). В острых фазах преобладают шок, тревога, депрессия; в хронических – изоляция, чувство вины, апатия. Наиболее эффективной стратегией признан поиск социальной поддержки (M=4,4, SD=0,6), активная позиция и позитивная рефлексия также показали высокую результативность. Корреляция между уровнем социальной поддержки и эффективностью совладающих стратегий – r=0,75, p<0,001. Семьи с низкой поддержкой и пассивными стратегиями демонстрируют более высокий уровень стресса, эмоционального выгорания и снижение качества жизни (M=2,9, SD=0,8). Факторный анализ выделил два кластера кризисов: острые медицинские (диагноз, рецидив, госпитализация) и социально-адаптационные (школа, взросление, изоляция). Установлены значимые различия по полу: матери чаще используют активные и образовательные стратегии, отцы – пассивные. Теоретическая и/или практическая значимость.
Теоретическая значимость работы заключается в комплексном анализе стратегий преодоления ненормативного семейного кризиса у созависимых родственников, а также в уточнении роли социальной поддержки и внутренних ресурсов семьи в условиях длительного стресса. Практическая значимость заключается в рассмотрении и расширении понимания психологических процессов при ненормативных семейных кризисах и выявлении стратегий для эффективной социально-психологической поддержки созависимых родственников. Результаты могут быть использованы специалистами для повышения устойчивости семей, оказавшихся в условиях хронического кризиса, и для разработки образовательных и терапевтических программ поддержки.
Цель. Выявление особенностей взаимосвязи этнонациональных установок и показателей удовлетворённости жизнью и субъективного благополучия у студентов университетов новых субъектов Российской Федерации.
Процедура и методы. Эмпирическое исследование проведено с использованием «Шкалы этнонациональных установок» (авторы О. Е. Хухлаев, И. М. Кузнецов, Н. В. Ткаченко), которая реализует подход к многомерному исследованию обобщённых установок респондентов в отношении национальности и межнациональных отношений, воспринимаемых в российском общественном дискурсе как тождественные понятию этничности, «Шкалы психологического благополучия Варвик-Эдинбург» (в адаптации С. К. Нартова-Бочавер) для оценки уровня субъективного благополучия, опросника «Удовлетворённость жизнью» (Н. Н. Мельникова) для исследования субъективного чувства удовлетворённости жизнью.
Результаты. Установлено, что у студентов университетов новых субъектов Российской Федерации, которые относятся к категории переселенцев, националистические установки отрицательно связаны с субъективным благополучием и удовлетворённостью жизнью, тогда как патриотические установки демонстрируют положительные корреляции с этими показателями. В группе студентов из других регионов РФ подобные взаимосвязи выражены слабее или отсутствуют. Это указывает на особую роль этнонациональных установок как фактора субъективного благополучия в условиях социальной адаптации, что подтверждает значимость учёта этнокультурных особенностей при разработке программ психологического сопровождения студентов. Теоретическая и/или практическая значимость.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении взаимосвязи этнонациональных установок с субъективным благополучием и гражданской идентичностью студентов в процессе их социальной адаптации. Полученные результаты позволят глубже понять механизмы, посредством которых этническая принадлежность и связанные с ней установки могут как способствовать, так и препятствовать адаптации студентов к новым условиям. Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения полученных данных для разработки и реализации программ психологической поддержки и профилактики дезадаптации студентов в новых субъектах Российской Федерации. Это позволит создать более эффективные стратегии помощи студентам, испытывающим трудности с адаптацией в связи с этнонациональными факторами.