Рассматриваются внутренние основания процесса достижения успеха в сфере образования как для педагога, так и для обучающегося. В качестве таких оснований выступают произвольная и сознательная активность, способы ее саморегуляции, духовность, нравственные ценности. Исходным и завершающим пунктом выступает личностная автономия. Она характеризует успех личности на пути обретения самостоятельности, способности к самотворчеству, умение вести диалог. Для педагога успехом является само стремление к педагогическому творчеству, сознательный отказ от рутины. Больше шансов на педагогическое творчество дает высшее образование. Однако школьная педагогика также знает достижения ряда педагогов-новаторов. Одной из важнейших предпосылок успешности личности в образовательном процессе выступает здоровье - как физическое, так и духовное. Успех или неуспех в учебе самым тесным образом связаны со словом педагога, обращенного к своему собеседнику в учебном диалоге.
Автор анализирует коммуникативность как совокупность условий и предпосылок успешной коммуникации работника социальной сферы. Утверждается, что социальная сфера связана с особым профилем коммуникативной компетентности, который в максимальной степени ориентирован на взаимоотношения «человек - человек», что требует соответствующих черт характера личности и образования. Выявлено, что повседневная социальность представляет собой особую форму общения, органично сочетающую в себе общественные, культурные и человеческие компоненты. Выделяются такие основополагающие ценности как гуманизм и толерантность применительно в сфере повседневной социальности. Показаны особенности толерантности в межличностном диалоге российского общества с учетом диалогизмов отечественной культуры.
Специфика ситуации в современном обществе порождает необходимость обновления межкультурной политики, которая может служить ответом на вызовы этнического разнообразия. Рассматривается потенциал межкультурной политики для повышения устойчивости в условиях изменений в гражданских сообществах. Решение данной проблемы укажет на ключевую роль, которую такая межкультурная политика должна играть в условиях гражданского общества в воспитании и интеграции граждан, проживающих в интернациональной среде. Делается вывод о том, что неформальная межкультурная политика, основанная на межкультурной коммуникации (диалоге), не только укрепляет связи между различными культурами, но и способствует сохранению и развитию этнокультур в условиях глобализационных процессов. Реализация ключевых идей статьи важна для решения многих задач этнокультурного развития.