В современный период Российская Федерация сталкивается с различными вызовами, как внутренними, так и внешними, которые обязывают законодателей оперативно реагировать на происходящие перемены в социуме. Важно, чтобы в арсенале государственного управления были инструменты для введения особых правовых режимов и экстренных мер. Это необходимо для поддержания стабильности и адекватного управления социальными процессами как в повседневной жизни, так и во время возникновения чрезвычайных обстоятельств. Изучив различные концепции ординарных, специальных и экстраординарных режимов в теории права, можно сделать вывод, что каждый из этих режимов представляет собой систематизированный комплекс правовых инструментов, обеспечивающих стабильную работу системы правового управления социальными связями. Эти связи могут быть как повседневными, так и возникать в результате чрезвычайных событий. Правовые механизмы и гарантии образуют рамки, в которых происходит реализация интересов индивидов, общества и государства. Основная цель любого правового режима - это обеспечение достижения наилучшего результата, который имеет социальное значение в контексте правового регулирования.
В статье показано развитие правовой базы, регламентировавшей правовой статус военнослужащих войск НКВД СССР в предвоенный период и годы Великой Отечественной войны. Раскрывается нормативная основа правового статуса военнослужащих войск внутреннего предназначения, определяющая его особенности. В заключение делается вывод о необходимости использования опыта нормотворчества военных лет в современных военно-политических условиях при совершенствовании правового статуса военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации.
Программа по ликвидации безграмотности населения является одним из выдающихся примеров успешной политики преодоления советской властью кризисных социальных явлений, тормозивших взятый в середине 20-х годов XX в. курс на ускоренную индустриализацию экономики. После завершения процесса создания к концу 1923 года органов управления кампанией ликбеза возникла необходимость совершенствования и расширения правового сопровождения программы, позволившего бы запустить процесс преодоления проблемы неграмотности и малограмотности населения в ускоренном темпе и завершить его к десятилетней годовщине Октябрьской Революции (т. е. к 7 ноября 1927 г.). В настоящей статье подвергнуты анализу принятые в период с 1923 года по начало 1928 года организационно-правовые акты, регламентировавшие программу ликвидации безграмотности на территории РСФСР, рассмотрена их динамика, специфика и эффективность. Совокупность этих документов составляет основной этап правового сопровождения кампании ликбеза, в последующие годы регламентация этого процесса преимущественно будет сосредоточена в документах общественных организаций.