В статье приведён социально-философский и культурный анализ феномена «закулисья» (от англ. «Backrooms»), который получил вирусное распространение в интернет-культуре. Закулисье представляется как коллективный миф о бесконечных лабиринтах: эти отрисованные в цифре пространства имеют хорошо узнаваемый визуальный облик и аудио сопровождение (жёлтые стены, гудение ламп). Они вызывают у человека тревогу, стойкое ощущение дежавю и, по сути, символизируют лиминальные состояния — переходные фазы между реальностью и ирреальностью. Феномен активно продвигается в цифровой культуре, включая видеоигры, фильмы и интернет-мемы. В публикации анализируются визуальные, культурные и психоаналитические аспекты закулисья как пространства, одновременно знакомого и зловещего, вне времени и логики, содержащего отсылки к архетипу лабиринта, мифу о герое и современной медиареальности. Исследование основано на работах А. Лосева, К. Юнга, Ж. Лакана, С. Жижека. Сочетание их методов открывает новые возможности для анализа закулисья как сложного феномена, находящегося на пересечении мифа, символа и социальной реальности. Закулисье представляется метафорой социальной тревожности, отчуждения и поиска истины в эпоху постмодерна, он отражает коллективные страхи и вневременное стремление людей к пониманию скрытых механизмов общества. Через призму понятий «симулякр», «сверхреальность», «травма» и «ирония» исследуется способ репрезентации травматического опыта, вытесненного в массовом бессознательном. В итоге, закулисье предстает перед нами как форма цифрового коллективного сна, в котором размываются границы между субъектом и сценой, перформансом и реальностью, памятью и симуляцией.
Социальная абсорбция ведущих технологий, условно объединенных концептом «Индустрия 4.0», сопровождается их мифологизацией, формирующей вторичные семиотические системы. В статье исследуются микроформаты (хэштеги) русскоязычного интернета, связанные с робототехникой как ключевой технологией современности. Цель работы — выявление устойчивых мифологических паттернов в непрофессиональных дискурсах. Эмпирическая база включает данные видеохостинга YouTube и социальной сети ВКонтакте за период 2022–2024 гг., а также поисковые запросы инструмента “WordStat” (Яндекс). Проанализировано более сотни хэштегов и пользовательских запросов, что позволило выделить три ключевых паттерна: темпоральный, технологический и антропологический. Первый акцентирует связь робототехники с будущим ( #технологиибудущего, будущееначалось), отражая смесь технологического оптимизма и тревоги. Второй паттерн демонстрирует объективистский подход ( #роботпомощник, умныйробот), где акцент смещен на функциональность, однако имплицитно транслирует иерархию «человек — машина». Третий паттерн, антропологический, раскрывает аксиологическое напряжение: хэштеги роботыубийцы и робофобия фиксируют страх перед автономизацией технологий, тогда как сексробот отражает коммодификацию человеческих отношений. Статистика запросов подтверждает доминирование антропоцентричных тем: например, «робот-женщина» и «секс-робот» опережают нейтральные категории. Исследование выявило, что непрофессиональные дискурсы, в отличие от научных, активно мифологизируют технологии через эмоциональные и ценностные маркеры, что создает почву для формирования коллективных страхов и утопических ожиданий. Работа вносит вклад в изучение технологической мифологии в российском цифровом пространстве, подчеркивая необходимость критического анализа непрофессиональных нарративов для понимания их влияния на общественное восприятие инноваций. Перспективы исследования связаны с расширением базы данных, включением мультимодального контента и сравнением с зарубежными кейсами.
Современные медиа, особенно сериалы, стали важным инструментом осмысления социальных, политических и культурных вызовов через призму антиутопических нарративов. В статье исследуется феномен «двойной ностальгии» — тоски как по прошлому, так и по будущему — в контексте дистопических сюжетов малого экрана. Основная цель работы — выявить, как ностальгические мотивы усиливают критический потенциал антиутопий и формируют эмоциональную связь зрителя с произведениями. Теоретической основой исследования выступает концепция Светланы Бойм о ностальгии как проекции прошлого в будущее, дополненная анализом современных медийных практик. Методология включает культурологический и медиаисследовательский подходы, а также сравнительный анализ экранизаций классических антиутопий («Мы» Е. Замятина, «1984» Дж. Оруэлла) и современных сериалов («Одни из нас», «Фоллаут»). Результаты исследования демонстрируют, что современные антиутопии используют ностальгию для создания многослойных нарративов. Например, сериал «Одни из нас» сочетает постапокалиптический хоррор с личными воспоминаниями персонажей о мире до катастрофы, что усиливает эмоциональное вовлечение зрителя. Адаптации «1984» и «О дивный новый мир» актуализируют классические сюжеты через визуальные и нарративные отсылки к прошлому, подчеркивая цикличность социальных проблем. В «Фоллауте» ностальгия по «золотому веку» 1950 гг. контрастирует с ядерным апокалипсисом, критикуя миф о бесконечном прогрессе. Статья также раскрывает, как антиутопии становятся инструментом социальной рефлексии. Ностальгия здесь выполняет двойную роль: она смягчает мрачность дистопии, делая ее более доступной, и одновременно усиливает критику современных тенденций. Например, в «Черном зеркале» технологические кошмары сочетаются с ностальгией по «аналоговому» прошлому, что заставляет зрителя задуматься о цене цифровизации. Исследование вносит вклад в медиатеорию, демонстрируя, как синтез ностальгии и антиутопии формирует новые формы культурной памяти и влияет на общественное восприятие глобальных вызовов.
Цифровая трансформация оказывает значительное влияние на медиасферу: искусственный интеллект, большие данные, виртуальная реальность и другие цифровые технологии становятся неотъемлемой частью современного медиапроизводства. Они меняют методы работы и, соответственно, образовательные требования к будущим медиаспециалистам. Цель данного исследования — оценить уровень цифровой компетентности будущих медиаспециалистов в области ключевых цифровых технологий, а также проанализировать перспективы её формирования и совершенствования в контексте деятельности высшего учебного заведения. По данным социологического опроса современные студенты (представители поколения Z) активно используют информационно-коммуникационные технологии, однако знания многих будущих медиаспециалистов о ключевых цифровых технологиях, таких как искусственный интеллект и большие данные, остаются поверхностными. А это увеличивает риск профессиональной непригодности. Исследование показывает, что роль вузов в освоении этих технологий минимальна: 4/5 студентов учатся самостоятельно, иногда обращаясь к помощи видеоуроков и своих сверстников, что свидетельствует о разрыве между формальным образованием и требованиями цифровой эпохи. Это позволяет сделать вывод, что система высшего образования нуждается в пересмотре основ своей деятельности: необходимо сосредоточиться на развитии навыков управления цифровыми технологиями и их этичного применения, обновить образовательные стандарты и дидактические подходы, а также привлечь преподавателей, готовых интегрировать новаторские и традиционные методы обучения.
В статье рассматриваются способы формирования нового образа китайской деревни в сознании жителей Китая через материалы в СМИ. Перечисляются постановления властей КНР, в которых содержатся директивы для национальных и региональных медиаплощадок по продвижению модернизированного имиджа сельской местности. Целью исследования является определение основных нарративов в медиа Китая, связанных с малыми поселениями, а также анализ способов повествования о разных аспектах жизни в деревнях республики на местных ТВ и радио, в блогах, сериалах, фильмах, на видеохостингах, а также в печатных изданиях. Авторами отмечается резкий рост материалов по данной проблематике в китайских медиа в последнее десятилетие. Выявляется скачок интереса к данной теме среди широких слоёв населения. Отмечается взаимосвязь между реализуемой в СМИ стратегией по продвижению нового образа китайской деревни и сменой восприятия сельской действительности в сознании современной аудитории. Приводятся успешные примеры генерации и распространения контента о деревнях КНР и связанных с ними явлений в медиа. По итогам проведенного исследования перечисляются изменения, детерминированные программой по модернизации жизни в сельских районах и освещаемой в СМИ: рост экономического благосостояния граждан, привлечение туристов в сельские районы, трансформация восприятия фермерства в глазах городского населения и др.