Вода находится в центре внимания и играет важную роль во всех трех измерениях устойчивости - экологическом, экономическом и социально-политическом развитии. В исследовании рассматривается стратегическое значение водной системы Республики Беларусь. Геополитическая ситуация и использование водных ресурсов, особенно в условиях изменения климата, повышают важность устойчивой водохозяйственной политики и трансграничного сотрудничества. Пандемия COVID-19 и ее разрушительное воздействие на жизнедеятельность человека показало, насколько тесно связаны водная Повестка дня ООН на период до 2030 г. и ее Цели устойчивого развития 6 (ЦУР 6). Методология исследования базируется на анализе нормативно-правовых актов, международных соглашений, статистических показателей, а также методах индукции и дедукции. В статье затрагиваются актуальные вопросы гидрополитики Республики Беларусь, которые регламентируют трансграничное сотрудничество, влияние процессов изменения климата, катаклизмы и экологические угрозы, а также энергетическое использование водных ресурсов. К трансграничным потенциальным конфликтам может привести неравномерное использование водных ресурсов государствами, граничащими с Беларусью, сброс сточных вод и химических веществ, а также гидротехнические проекты.
Актуальность обращения к теме «борьбы за Маньчжурию» в исторической ретроспективе обусловлена не только сохраняющимся научным интересом, но и острой необходимостью критического осмысления источников, освещающих данный период, особенно в контексте современной геополитической ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Предметом настоящего исследования выступает анализ особенностей интерпретации роли водных ресурсов и Китайской Восточной железной дороги в русскоязычных и англоязычных источниках первой трети XX в. Цель исследования - демонстрация формирования конкурирующих нарративов, обусловленных различиями в лингвокультурной и политической перспективе авторов. Его результаты демонстрируют, что авторы русскоязычных работ акцентируют экономическую значимость водных коммуникаций региона. В противовес этому авторы англоязычных исследований обнаруживают доминирование геополитической парадигмы, зачастую сопряженной с политически ангажированными интерпретациями, характеризующимися недооценкой роли России и, напротив, идеализацией политики США, Японии и др. Выявленные расхождения свидетельствуют о наличии борьбы нарративов в гидрополитическом контексте, подчеркивая механизмы политической инструментализации интерпретаций истории водных ресурсов и инфраструктуры для легитимации геополитических стратегий. Представленная работа вносит вклад в политологическое осмысление гидрополитики как формирующейся, но обладающей возрастающей актуальностью отрасли политической науки. На примере кейса, относимого к политической истории Маньчжурии, демонстрируется значение гидрополитического подхода для анализа современных геополитических процессов в Азиатско- Тихоокеанском регионе и необходимость критической рефлексии политизированных нарративов о водных ресурсах в международной политике.
Армения и Азербайджан, находясь в составе Советского Союза, придерживались общих принципов управления водными ресурсами, предоставляли единую статистическую отчетность по использованию воды. Однако после приобретения независимости эти государства разработали собственные законы о воде, а также перестали обмениваться данными, полученными национальными гидрометеорологическими агентствами. Новая региональная реальность и сложные отношения между двумя странами препятствовали разработке общих механизмов по управлению трансграничных водных ресурсов, что привело к негативным последствиям для окружающей среды. Качество воды и ее эффективное управление стали одним из острых уголков неразрешенных проблем, существующих между двумя государствами. Исследование посвящено изучению водной политики Армении и Азербайджана. Проанализированы эффективность, а также недостатки управления водными ресурсами этих стран. Сделана попытка определить, насколько эффективен процесс внедрения принципов интегрированного управления водными ресурсами. На основе сравнительного анализа водного хозяйства Армении и Азербайджана установлены аналогии и отличия в законодательстве водной политики и политических механизмах водопользования этих стран.