Архив статей

ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: ОПЫТ США (2023)
Выпуск: Т. 24 № 4 (2023)
Авторы: Какаулина Мария Олеговна, Казанский Никита Алексеевич

Необходимость оценки экономической эффективности налоговых расходов в последнее десятилетие приобрела особую значимость в связи с увеличением количества ситуаций, когда налоговые льготы используются заинтересованными сторонами для личного обогащения. Проблема обостряется также тем, что налоговые расходы – это недополученные средства бюджета. Целесообразность их осуществления может быть доказана или опровергнута на основе оценки их влияния на экономический рост. Статья посвящена такой оценке на примере США. Методологическую основу исследования составила концепция эндогенного роста Барро. Использовались эконометрические методы исследования. Информационной базой являются материалы Глобальной базы данных о налоговых расходах (Global Tax Expenditures Database – GTED), Департамента казначейства США, Бюро экономического анализа США и Бюро переписи населения США за 1998–2022 гг. Проведенный анализ указывает на отсутствие корреляции между долей налоговых расходов конкретной сферы в их общей величине и их эффективностью (силой положительного влияния на ВВП). Так, наибольший удельный вес имеют налоговые расходы в сфере торговли и жилищного строительства (35, 4 %), однако, их влияние достаточно слабое в сравнении с другими категориями – на 1 доллар расходов приходится 0,04 доллара общего прироста ВВП. В то же время налоговые расходы в социальной сфере (2 %), имеющие несущественный удельный вес, приносят в 10 раз большую отдачу (0,49 доллара общего прироста ВВП на 1 доллар). Таким образом, структура налоговых расходов, имеющая ярко-выраженную социальную направленность, является для США наиболее предпочтительной.

Сохранить в закладках
КОНТРЦИКЛИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВИЛ В РОССИИ (2025)
Выпуск: Т. 26 № 2 (2025)
Авторы: Федотов Дмитрий Юрьевич

Нестабильность экономических процессов является источником неравномерности поступления доходов в бюджетную систему страны. Для преодоления цикличности бюджетного процесса, зависящего от периодических циклов экономической конъюнктуры, в мировой практике активно применяются бюджетные правила. Статья посвящена оценке контрциклического эффекта действующих в России бюджетных правил. Методологическую основу исследования составила теория циклов экономической конъюнктуры. Методы включали структурно-логический и сравнительный анализ, детализацию, научное обобщение, корреляционный анализ. Информационной базой работы послужили данные Росстата за 2000–2023 гг. Проанализированы экономические циклы в России за соответствующий период, а также циклы доходов и расходов консолидированного бюджета, циклы формирования и использования российских суверенных фондов. По результатам корреляционного анализа выявлено, что доходы консолидированного бюджета России носят проциклический характер, коэффициент корреляции темпов роста доходов бюджета и ВВП составил 0,8029. Процикличность расходов консолидированного бюджета снизилась благодаря применяющимся с 2004 г. бюджетным правилам, коэффициент корреляции темпов роста расходов бюджета и ВВП составил 0,5223. Однако полностью преодолеть процикличность бюджетных расходов не удается. Среди них снизилась только процикличность расходов на здравоохранение, при этом бюджетные расходы на образование и на ЖКХ значительно и в большей степени зависимы от экономической конъюктуры. Выдвинуто предложение о том, что в процессе применения бюджетных правил следует применять принцип постоянных расходов, предусматривающий недопущение снижения величины расходов бюджета по сравнению с предыдущим годом, исчисленных в сопоставимых ценах

Сохранить в закладках