Государственная программа как элемент системы стратегического планирования призвана логически связать осуществление бюджетных расходов с достижением долгосрочных приоритетов социально-экономического развития. В Российской Федерации подавляющую часть расходов региональных бюджетов составляют программные расходы. Вместе с тем обширная практика показывает, что несовершенство устоявшихся методологических подходов к финансированию госпрограмм снижает их результативность. Статья посвящена разработке практико-ориентированных рекомендаций по совершенствованию оценки эффективности финансирования государственных программ субъектов Российской Федерации. Методологическую основу исследования составили подходы программно-целевого бюджетирования. В качестве методов использовались логико-структурный анализ и синтез. Согласно результатам качественного анализа финансирования государственных программ регионального уровня в РФ, основной проблемой является недостаточная согласованность структуры данного финансирования и ожидаемых результатов реализации госпрограмм. Вследствие этого программно-целевой метод применяется формально. Анализ существующей методики оценки эффективности финансирования государственных программ субъектов РФ (на примере Свердловской области) показал, что фактически она оценивает не эффективность, а результативность финансирования. Сформулированы практические рекомендации по совершенствованию данной методики и развитию системы финансирования госпрограмм в субъектах Российской Федерации: следует тщательнее осуществлять декомпозицию целевых показателей, отказаться от включения в программы текущих расходов и мероприятий, ужесточить требования к составу финансирования и качеству целеполагания
Одной из проблем развития циркулярной экономики в минеральносырьевом секторе является отсутствие методологического подхода к формированию организационно-экономического механизма циркулярного недропользования в России и ее регионах, специализирующихся на добыче полезных ископаемых. Статья посвящена разработке указанного подхода. Методологической базой исследования послужили концепция циркулярной экономики и теоретические положения экономики природопользования и экологического менеджмента. Применялись методы анализа, синтеза и индукции. Обосновано использование и даны определения терминов «организационно-экономический механизм», «циркулярное недропользование» и «организационноэкономический механизм циркулярного недропользования». Выделены организационные, правовые и экономические факторы организационно-экономического механизма, сформулированы принципы обеспечения его сбалансированности и эффективности. Аргументирован выбор базирующихся на этих факторах и принципах инструментов: 1) организационно-управленческих, предусматривающих формирование, регулирование и координацию деятельности участников циркулярных процессов; 2) экономических, создающих материальную заинтересованность в развитии циркулярной экономики в сфере недропользования. Определены две группы показателей результативности применения данных инструментов – общеэкономические (макро- и мезо-) и коммерческие (микроэкономические). Разработанная методология позволяет обеспечить эффективность и результативность государственного управления отходами недропользования и вторичными минеральными ресурсами
Интеграция принципов предпринимательской стратегии развития с корпоративными и экзистенциальными целями организации и оценка результативности управленческих решений является одной из задач, которые необходимо решить в процессе проектирования систем управления инновационной деятельностью промышленных корпораций. Статья посвящена разработке метода оценки результативности систем управления инновационной деятельностью корпораций и его апробации на массиве данных крупных российских промышленных холдингов. Методологической базой послужили теории корпоративного управления, менеджмента и предпринимательства. Методы работы включали качественный, регрессионный и сравнительный анализ. Информационную базу составили данные 160 корпораций за 2010–2022 гг., входящих в рейтинг ТОП-600 RAEX (2023 г.), представляющих 21 отрасль промышленности, генерируемые Всероссийской системой данных о компаниях и бизнесе «За честный бизнес». В результате представлена архитектура системы управления инновационной деятельностью промышленного холдинга, на основе которой установлено, что подсистемы управления инновационно-предпринимательской и финансово-хозяйственной деятельностью интегрируются в стратегическом контуре корпоративного управления, то есть могут рассматриваться как единый элемент системы управления объектами внутреннего предпринимательства. Следовательно, показатели финансовой отчетности могут быть использованы для оценки результативности исследуемой системы управления. На основе оценки результативности систем управления определены промышленные холдинги с высокой вероятностью влияния систем управления на инновационный результат в контуре внутренних процессов: в отрасли машиностроения – это ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация»; фармацевтической промышленности – АО «Нижфарм»; химической и нефтехимической – ПАО «Уралкалий» и т. д. В результате можно предположить, что в холдингах-лидерах сформирована структурированная система корпоративного управления инновационной деятельностью, ориентированная на развитие внутреннего предпринимательства. Промышленные холдинги, для которых не установлена значимая связь между затратами на управление и инновационными результатами, требуют дальнейших исследований.