Архив статей

ИНФЛЯЦИОННЫЕ ОЖИДАНИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ НАСТРОЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНОВ УРАЛА (2023)
Выпуск: Т. 24 № 4 (2023)
Авторы: Кориков Алексей Александрович Алексей Александрович, Юрченко Константин Павлович

В последние десятилетия центральные банки все большего числа стран в рамках денежно-кредитной политики применяют режим инфляционного таргетирования, который зарекомендовал себя эффективным инструментом балансировки экономического роста и инфляции. В странах с межрегиональными различиями, локальные проявления роста цен могут существенно различаться, что влечет за собой смещение инфляционных ожиданий и их неодинаковое влияние на фактическую динамику цен в будущем. Статья посвящена исследованию детерминант инфляционных ожиданий населения Уральских регионов РФ. Методологическую основу исследования составили монетарные концепции, в первую очередь, разработанные в рамках новой кейнсианской теории, и увязывающие денежно-кредитную политику с оценками инфляционных ожиданий. В работе использованы методы статистической обработки опросных данных, собранных в ходе двух раундов мониторинга инфляционных ожиданий населения. Информационную базу исследования составили результаты опросов по выборке, состоящей из 2 976 респондентов. В ходе исследования выявлена региональная, социальная и аллокативная неоднородность восприятия динамики уровня цен и инфляционных ожиданий. Результаты исследования вносят вклад в понимание характера инфляционных ожиданий на примере населения регионов Урала и могут стать основой для выработки целевых коммуникационных мероприятий, направленных на таргетирование инфляции

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: ОПЫТ США (2023)
Выпуск: Т. 24 № 4 (2023)
Авторы: Какаулина Мария Олеговна, Казанский Никита Алексеевич

Необходимость оценки экономической эффективности налоговых расходов в последнее десятилетие приобрела особую значимость в связи с увеличением количества ситуаций, когда налоговые льготы используются заинтересованными сторонами для личного обогащения. Проблема обостряется также тем, что налоговые расходы – это недополученные средства бюджета. Целесообразность их осуществления может быть доказана или опровергнута на основе оценки их влияния на экономический рост. Статья посвящена такой оценке на примере США. Методологическую основу исследования составила концепция эндогенного роста Барро. Использовались эконометрические методы исследования. Информационной базой являются материалы Глобальной базы данных о налоговых расходах (Global Tax Expenditures Database – GTED), Департамента казначейства США, Бюро экономического анализа США и Бюро переписи населения США за 1998–2022 гг. Проведенный анализ указывает на отсутствие корреляции между долей налоговых расходов конкретной сферы в их общей величине и их эффективностью (силой положительного влияния на ВВП). Так, наибольший удельный вес имеют налоговые расходы в сфере торговли и жилищного строительства (35, 4 %), однако, их влияние достаточно слабое в сравнении с другими категориями – на 1 доллар расходов приходится 0,04 доллара общего прироста ВВП. В то же время налоговые расходы в социальной сфере (2 %), имеющие несущественный удельный вес, приносят в 10 раз большую отдачу (0,49 доллара общего прироста ВВП на 1 доллар). Таким образом, структура налоговых расходов, имеющая ярко-выраженную социальную направленность, является для США наиболее предпочтительной.

Сохранить в закладках
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И КАЧЕСТВО ПРАВИЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА (2023)
Выпуск: Т. 24 № 1 (2023)
Авторы: Сухарев Олег Сергеевич

Качество функционирующих правил, как и их изменение, влияет на экономический рост. Вместе с тем многочисленные научные работы дают весьма усеченную картину такого влияния. Исследование направлено на выявление связи институциональных изменений, качества правил и роста экономики посредством построения теоретической модели. Методологическую основу работы составила теория экономического роста, а также теория институциональных изменений Норта – Олсона и авторская теория дисфункций. Использовались методы таксономического анализа и моделирования. Показано, что оценка качества институтов, и тем более институциональной среды, может быть построена на измерении их дисфункции, а также применении стандартных приемов из области «экономики качества». Обосновано положение о том, что оба подхода составляют, по сути, модели качества институтов, а следовательно, сама оценка качества отличается определенной степенью неточности. Вместе с тем выделены институциональные изменения двух базовых типов – генерируемые органом управления (коррекции) и происходящие самопроизвольно. Получено ограничение на темп институциональных изменений для роста экономики. Кроме того, показано, что классические критерии оценки благосостояния не учитывают влияния этих изменений. Это трансформирует общепринятый подход в области теории благосостояния, превращая ее в институциональную теорию. Сделан вывод о том, что политика роста в условиях смены институтов способствует еще более неравномерному распределению выгод между группами экономических агентов, в связи с чем повышаются требования к институциональному планированию.

Сохранить в закладках
МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО МЕГАПОЛИСА (2024)
Выпуск: Т. 25 № 1 (2024)
Авторы: Мохов Вениамин Геннадьевич, Плужников Владимир Германович

В условиях турбулентной внешней среды становится актуальным исследование экономического развития муниципальных образований. Статья посвящена разработке метода оценки факторов экономического развития промышленного мегаполиса на основе конструирования производственной функции. Методологическая база исследования основана на теоретических положениях макроэкономики и системного анализа. Основным методом работы является построение производственной функции Кобба – Дугласа с учетом автономного научно-технического прогресса, нейтрального по Хиксу. Информационной базой послужили данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области по объему произведенной продукции (отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг), стоимости основных производственных фондов и фонду оплаты труда в г. Челябинске за 2014–2021 гг., а также данные индекса-дефлятора цен. Модель формализована в виде программы для ЭВМ, имеет государственную регистрацию, что отражает ее практическую значимость. Теоретико-методологическое значение исследования состоит в том, что впервые в экономической практике показано, что отдельные коэффициенты эластичности могут принимать отрицательные значения. Полученные результаты могут быть использованы для прогнозирования влияния различных факторов на повышение экономической устойчивости промышленного мегаполиса

Сохранить в закладках
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ (2025)
Выпуск: Т. 26 № 1 (2025)
Авторы: ВОСКАНЯН МАРИАМ АМБАРЦУМОВНА

Глобальные экономические и геополитические изменения обуславливают высокую значимость выбора подхода к макроэкономическому регулированию. Негативное влияние внешних шоков стало невозможно нивелировать краткосрочными механизмами, которые традиционно используются правительствами в периоды кризисов. Устойчивыми остаются экономики, которые взяли за основу макроэкономической политики повышение производительности экономики. Статья посвящена оценке потенциала экономики Армении в контексте применения подхода к макроэкономическому регулированию, основанному на повышении производительности экономики. Методологической базой исследования послужили постулаты классической теории экономического роста и концепция производительности экономики. В работе использованы методы анализа рядов динамики, сравнительного анализа, обобщения и синтеза. Информационную базу составили статистические данные по экономике Армении, а также значения международных индексов и рейтингов с 1990 по 2023 гг. Выявлено, что ключевыми факторами повышения производительности экономики Армении выступают инновационный потенциал и человеческий капитал. Усиление данных преимуществ может оказать положительное влияние на экономический рост и развитие страны как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, что обуславливает необходимость пересмотра направлений макроэкономической политики Армении

Сохранить в закладках
МАКРОЭКОНОМИКА ДЕСТРУКТИВНОСТИ: ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ (2025)
Выпуск: Т. 26 № 1 (2025)
Авторы: Балацкий Евгений Всеволодович

Макроэкономическая концепция человеческой глупости, предложенная Карло Чиполлой в 1976 г., позволяет рассматривать влияние группы лиц с деструктивным поведением на траекторию экономического роста. Статья посвящена построению макроэкономической теории деструктивности на основе формализации участия двух социальных групп – «глупцов» и «умников» – в национальной экономике. Методология исследования состоит в распространении теории производственных функций на гетерогенное население страны, которое распадается на две качественно неоднородные по своим поведенческим свойствам социальные группы. Метод включал динамизацию производственной функции с учетом структуры населения для получения дифференциального уравнения экономического роста, которое позволяет определить свойства моделируемой системы. Полученное уравнение установило критические доли группы «глупцов» для локального и глобального режимов развития. В первом случае нарушается рост душевого ВВП, а во втором – рост объема ВВП. Аналитическое исследование режимов построенной модели выявило свойство минимальной разумности общества, согласно которому для поддержания режима макроэкономической эффективности умные люди должны обеспечить себе минимальное влияние в системе управления и производства. Построенная модель может иметь три эквивалентные трактовки – макроэкономики глупости, ошибок и вреда. В первом случае рассматриваются два типа экономических агентов с рациональным и иррациональным поведением, во втором – успешно или неудачно решаемые задачи, в третьем – совместное действие населения, ведущее созидательную деятельность по увеличению ВВП, и когорты «диверсантов», занятых контрпродуктивной работой по нарушению общественного порядка и нанесению национальной экономике ущерба. Расширение интерпретаций исходной модели позволяет перейти к обобщенной трактовке в терминах макроэкономики деструктивности

Сохранить в закладках
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ (2025)
Выпуск: Т. 26 № 1 (2025)
Авторы: Глазьев Сергей Юрьевич, Сухарев Олег Сергеевич

Современные модели роста слабо учитывают такие детерминанты роста, как наличие структурных ограничений и влияние инструментов монетарной политики, что требует соответствующих исследований с опорой на эмпирические методы анализа, позволяющие уточнить возникающие и нарушающиеся связи между параметрами роста экономики. Статья посвящена определению влияния базовых инструментов монетарной политики на российский экономический рост и инфляцию на длительном интервале времени, на компоненты ВВП и секторальную структуру, представленную обрабатывающим, сырьевым и трансакционным секторами. Методологическую базу составляет теория экономического роста неошумпетерианского типа. Применяются методы эмпирического, регрессионного и структурного анализа. Информационную базу составили данные Росстата и Банка России за 2000–2023 гг. Выявлено, что инструменты монетарной политики по-разному влияли на динамику ВВП, компоненты его структуры, а также базовые сектора экономики. В частности, повышение монетизации способствовало росту экономики, повышение ключевой процентной ставки влияло обратным образом и не давало ощутимого подавления инфляции. Одновременно с эффектом сдерживания спроса возникал эффект «деградации предложения», провоцирующий большую величину издержек и инфляционное давление. Установленная разница во влиянии на секторальную структуру и компоненты ВВП инструментов монетарной и бюджетной политики подтверждает необходимость смены содержания этих видов политики

Сохранить в закладках