Шеринг-экономика и соответствующие ей модели потребления и использования ресурсов представляют собой формы взаимодействия экономических агентов, основанные на применении цифровых технологий. Вместе с тем развитие шеринг-экономики проходит ряд этапов, которые определяют особенности ее внедрения и распространения. Статья посвящена идентификации и характеристике периодов развития шеринг-экономики. Методологическая база исследования представлена положениями институциональной экономической теории, цифровой экономики, экономики совместного пользования. Использовались методы систематизации и компаративного анализа. В результате выделено пять этапов развития шеринг-экономики: базовый, технологический, платформенный, социальный и продвинутый, отличающиеся масштабом распространения и уровнем развития цифровых технологий, а также инициирующие и поддерживающие текущие институциональные изменения. Доказано, что на смену этапов шеринг-экономики повлияли такие внешние факторы, как появление крупных ИТ-гигантов и пандемия COVID-19. Уровень цифровизации стимулировал развитие новых инструментов шеринг-экономики, способствовал изменению характера потребления товаров и услуг. Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности использования представленной периодизации при прогнозировании распространения проектов шеринг-экономики в отдельных сферах.
Сложившаяся нормативная база процессов предоставления услуг в сфере социального обслуживания населения не позволяет выполнить требования государственного стандарта в части объективного формирования и распределения необходимых ресурсов. Исследование направлено на создание модели региональной информационной системы согласно алгоритму, который включает разработку пятиуровневого кодификатора социальных услуг, выделение типологических групп их поставщиков, применение среднеотраслевых значений стоимости однородных услуг. Данная модель служит основой автоматизированного формирования нормативов, гарантирующих требуемое стандартом качество социального обслуживания. Методология исследования базируется на концептуальных положениях теории общественных благ и институциональной экономики. Использовались методы структурного, нормативного, сравнительного анализа. Информационную базу работы составили данные статистической, бухгалтерской и аналитической отчетности учреждений социальной защиты Свердловской области. Результаты создания и практической реализации предложенной модели цифровизации процессов разработки нормативных регуляторных мер позволили кастомизировать существующую методику формирования нормативных регуляторов качества услуг с учетом предпочтений индивидуальных потребителей; обеспечить полноту, достоверность и своевременность обоснования расходов на выполнение государственного задания учреждениями социальной защиты и автономными некоммерческими организациями социального обслуживания населения. Результаты исследования вносят вклад в изучение системных эффектов продуктовой, пространственной, временной кастомизации системы социальной поддержки граждан
Существование цифровых разрывов значительно тормозит развитие платформенной модели в корпоративном секторе российской экономики, что не способствует активному проявлению положительных эффектов цифровизации. Недостаток методических и эмпирических работ, описывающих цифровые разрывы в корпоративном секторе экономики, не позволяет сформировать эффективные способы решения данной проблемы. Статья посвящена оценке цифровых разрывов, препятствующих становлению платформенной модели в корпоративном секторе национальной экономики. Методологическая база основывается на теории инноваций, концепции технологических укладов и концепции четвертой промышленной революции, которые обосновывают преимущества цифровизации и объясняют экономический рост с позиций технологического прогресса. Использован корреляционный анализ показателей, отражающих интенсивность применения организациями платформенных технологий и ряда других факторов. Информационную базу исследования составили данные НИУ ВШЭ об использовании в организациях программных средств и цифровых технологий за 2012–2022 гг. Результаты исследования показывают, что наибольшее значение для становления платформенной модели в корпоративном секторе экономики играет однородность цифровых технологий, используемых в отрасли. На втором месте по значимости стоит однородность в использовании программных средств, ориентированных на взаимодействие с партнерами, а также функционирование организаций в условиях доступа к широкополосному интернету. Полученные данные позволяют проводить диагностику становления платформенной модели путем описания цифровых и программных технологий, используемых потенциальными участниками цифровых платформ и бизнес-экосистем
В условиях нестабильности внешней среды особую значимость приобретает исследование воздействия различных факторов на экономическое развитие регионов, среди которых одним из ключевых становится фактор информатизации. При этом продолжает сохраняться региональная дифференциация по уровню информатизации, что требует постоянного мониторинга и выработки соответствующих управленческих решений. Статья посвящена исследованию влияния информатизации на развитие региональной экономической системы. Теоретическую и методологическую основу исследования составили теории факторов регионального развития, концепция региональной экономической системы, теория информатизации. Информационной базой послужили данные Федеральной службы государственной статистики за 2010–2023 гг. Предложена авторская трактовка понятия «реакция региональной экономической системы на фактор развития», которая заключается в понимании скорости и направленности качественных изменений региональной экономической системы. Представлен и апробирован авторский методический подход к оценке реакции региональной экономической системы на фактор информатизации. Выявлена неоднородность реакции региональных экономических систем на фактор информатизации, которые были сгруппированы на четыре типа: регионы с высоким, со средним, с низким и с отрицательным уровнем реакции. Результаты исследования вносят вклад в изучение темпов изменения региональных экономических систем под воздействием внешнего фактора развития и могут быть использованы при разработке и гармонизации федеральной и региональной политик, а также при прогнозировании развития региональных экономических систем с учетом степени реакции