Архив статей

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ (2023)
Выпуск: Т. 24 № 3 (2023)
Авторы: Дашкова Екатерина Сергеевна, Дорохова Наталья Васильевна

Турбулентность социально-экономической среды оказывает существенное влияние на состояние и динамику развития регионального рынка труда. Статья посвящена разработке и апробации методического инструментария оценки состояния регионального рынка труда с учетом ключевых социально-экономических трендов – цифровизации и инновационного развития экономики. Методологическую основу исследования составила теория экономики труда. Использовались методы экономико-статистического и контент-анализа. Информационной базой работы послужили данные Федеральной службы государственной статистики за 2021 г. о рынках труда Центрально-Черноземного экономического района, включающего Белгородскую, Воронежскую, Курскую, Липецкую и Тамбовскую области. Предлагаемая авторская методика оценки состояния регионального рынка труда учитывает воздействие на него процессов цифровизации и инновационного развития экономики. Апробация методики на материалах областей, входящих в Центрально-Черноземный экономический район России, выявила следующие проблемы: существенное отставание их рынков труда по уровню оплаты труда в сравнении с другими субъектами Российской Федерации; наличие трудодефицитной конъюнктуры; низкие темпы цифровой трансформации и инновационного развития экономик. Сформулированы адресованные всем сторонам социального партнерства рекомендации, предусматривающие повышение инвестиционной привлекательности регионов; создание высокопроизводительных рабочих мест; активизацию профсоюзных организаций и объединений; «закрепление» молодежи в регионах; повышение эффективности профориентационной работы; привлечение трудовых мигрантов, прежде всего из других регионов РФ, за счет улучшения экономической, социальной и бытовой инфраструктуры; развитие компетенций граждан предпенсионного и пенсионного возрастов; создание условий для ускорения процесса цифровой трансформации, а также повышение инновационной активности регионов

Сохранить в закладках
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ "РАЗВИТИЕ ПАРАДИГМАЛЬНЫХ ИДЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ" (2023)
Выпуск: Т. 24 № 2 (2023)
Авторы: Бучинская Ольга Николаевна

Рецензия посвящена анализу монографии коллектива авторов, формирующих уральскую научную школу региональной экономики, которая создана под началом профессора Е. Г. Анимицы на базе Уральского государственного экономического университета. Методологически монография опирается на широкий пул подходов в области философии науки, региональной экономики, экономической географии, урбанистики, финансов. Методика исследования – контент-анализ достижений в сферах региональной экономики и смежных наук. Проанализированы взаимосвязи направлений развития уральской научной школы с общими мировыми трендами региональной экономики и выявлены особенности уральской науки. Представлен обзор ключевых параграфов монографии и оценен вклад авторов в становление новых идей, связанных как с теоретической оценкой современной экономической ситуации, так и с прикладными исследованиями экономики регионов, агломераций, городов. Очерчены некоторые дискуссионные вопросы, касающиеся последствий текущих экономических преобразований: возможность возникновения и направленность синергетических эффектов; проблемы подготовки научных кадров и реформирования системы профессионального образования на уровне регионов; развитие системы преобразующих инвестиций; формирование городских агломераций и размещение производительных сил в регионах. Отмечено особое внимание к социальной направленности и комплексному развитию экономики регионов через построение экономики благополучия. Показано, что исследования уральской научной школы региональной экономики находятся в тренде основных проблем науки, а в ряде случаев демонстрируют достижения, опережающие мировую практику

Сохранить в закладках
ВЗАИМОСВЯЗЬ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ (2024)
Выпуск: Т. 25 № 4 (2024)
Авторы: Шляпина Мария Валерьевна, Третьякова Елена Андреевна

Актуальность исследования обусловлена дискуссионностью подходов к определению сущности и измерению уровня благосостояния населения региона. Особую значимость данной проблеме придает контекст концепции устойчивого развития, ориентированной на рост благосостояния и сохранение экологического баланса. Статья направлена на формирование новой теоретической модели, характеризующей взаимное влияние устойчивого регионального развития и благосостояния населения региона. Методологическую основу составили фундаментальные положения концепции устойчивого развития, теорий благосостояния, регионального и пространственного развития. Использовались методы сравнительного анализа, синтеза, концептуального моделирования. В результате установлено, что благосостояние населения региона выступает одновременно как в роли целевого ориентира ввиду наличия в своей структуре элементов идентичных сферам устойчивого развития, так и в роли ключевого фактора устойчивого регионального развития благодаря набору материальных и нематериальных, экономических и неэкономических благ, образующих экономический, социальный, экологический и институциональный элементы, обеспечивая непрерывный процесс изменений в региональной социо-эколого-экономической системе под воздействием межрегиональных, национальных и международных факторов внешней региональной среды. Представленная в статье концептуальная модель расширяет представление о процессе обеспечения устойчивого регионального развития, вносит вклад в теорию благосостояния и формирует основу для разработки методического инструментария оценки благосостояния населения региона

Сохранить в закладках
ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО СИМБИОЗА (2024)
Выпуск: Т. 25 № 3 (2024)
Авторы: Чернова Ольга Анатольевна

Постоянно возрастающее негативное воздействие экономического роста на окружающую среду обусловливает необходимость внедрения бизнес-моделей циркулярной экономики, базирующихся на принципах промышленного симбиоза. Однако для развития промышленного симбиоза необходимо не только понимание его сущности и возможных выгод, но и оценка потенциала региональной экономики к реализации симбиотических взаимодействий. Статья направлена на разработку инструментария оценки регионального потенциала промышленного симбиоза. Методология исследования базируется на концепции промышленного симбиоза и системной парадигме Г. Б. Клейнера. В исследовании использованы индексный и матричный методы. Информационную базу составили данные Росстата и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования за 2021–2022 гг. по регионам ЮФО. В результате предложен инструментарий оценки регионального потенциала промышленного симбиоза, представляющий собой систему показателей оценивания его основных компонентов и типологизацию регионов по уровню развития потенциала промышленного симбиоза. Определено, что Ростовская и Астраханская области, а также Республика Крым обладают наибольшим потенциалом к развитию симбиотических взаимодействий. Исследование вносит вклад в развитие теоретических представлений в области циркулярной экономики с точки зрения понимания факторов и условий, необходимых для реализации процессов промышленного симбиоза в регионе. Практическая значимость работы выражается в возможности использования полученных результатов при формировании методических подходов к разработке проектов промышленного симбиоза как элемента стратегии социально-экономического развития российских регионов

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ПРИМЕР УРФО (2024)
Выпуск: Т. 25 № 2 (2024)
Авторы: Пьянкова Светлана Григорьевна, Заколюкина Екатерина Сергеевна

Транспортный комплекс играет особую роль в социально-экономическом развитии региона, которая зависит от наметившихся тенденций к росту мобильности населения, внедрения современных технологий, расширения экономических связей, увеличения объемов производства регионов. Статья посвящена исследованию проблемы взаимосвязи между транспортным комплексом и экономикой региона на примере Уральского федерального округа. Методологической базой послужили теоретические положения региональной экономики и теории пространственного развития. Основным методом исследования выступает корреляционно-регрессионный анализ. Информационную базу составили данные Росстата по социально-экономическим показателям транспортного комплекса, а также валовому региональному продукту УрФО за 2010–2020 гг. Разработана регрессионная модель прогнозирования ВРП. В результате анализа выявлена связь между социально-экономическими показателями транспортного комплекса и валовым региональным продуктом УрФО. Установлена зависимость между показателями «плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием», «число погибших в ДТП на 100 000 человек» и ВРП УрФО. Сделан вывод о необходимости разработки интегрального показателя оценки транспортного комплекса, отражающий цифровую модернизацию и внедрение инноваций

Сохранить в закладках
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВРП РЕГИОНА С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (2025)
Выпуск: Т. 26 № 3 (2025)
Авторы: Малкина Марина Юрьевна, Сочков Андрей Львович, Капустина Юлия Игоревна

В условиях динамично развивающейся экономики, подверженной влиянию глобальной неопределенности, использование методов искусственного интеллекта позволяет строить продвинутые адаптивные модели, основанные на нелинейном взаимодействии переменных, и разрабатывать на их основе более точные экономические прогнозы и сценарии социально-экономического развития, чем с применением стандартных эконометрических и статистических методов. Исследование посвящено нейросетевому моделированию и прогнозированию валового регионального продукта субъекта Российской Федерации (на примере Нижегородской области). Информационной базой послужили региональные и макроэкономические данные Росстата, Банка России и онлайн портала Investing. com за 2000–2023 гг. Теоретико-методологической основой исследования явились расширенная производственная функция Кобба – Дугласа, базовые концепции региональной экономики и нейросетевого моделирования. Использование информации по регионам со схожей отраслевой структурой и масштабам экономики позволило увеличить массив данных для обучения моделей. В результате исследования построены две модели ВРП Нижегородской области: базовая, основанная на ограниченном количестве входных параметров и данных регионов-бенчмарков, согласно Стратегии развития области; и расширенная, основанная на большем количестве входных параметров и данных регионов одного с Нижегородской областью кластера. На их основе разработаны три прогноза ВРП Нижегородской области на 2025–2027 гг.: реалистический, оптимистический и пессимистический. Результаты по реалистическому сценарию оказались близкими к прогнозу областного правительства. Кроме того, расширенная модель позволила получить более точные прогнозы. Результаты и выводы исследования могут быть полезны при составлении прогнозов и управлении социально-экономическим развитием РФ и ее регионов

Сохранить в закладках
ГЕНЕЗИС НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ (2025)
Выпуск: Т. 26 № 3 (2025)
Авторы: Лазарева Виктория Владимировна

Для Российской Федерации, столкнувшейся с новыми геополитическими реалиями, укрепление национальной безопасности и территориальной целостности связано с переосмыслением региональной политики, поиском инструментов снижения пространственных диспропорций. Несмотря на значительный объем научных исследований, посвященных региональной политике, в научном сообществе отсутствует консенсус относительно ее концептуальных основ и, как следствие, общепринятого толкования этого понятия. Практическим следствием этой неопределенности является сложность в выработке эффективных механизмов реализации региональной политики и оценке ее результатов. Статья направлена на идентификацию компонент региональной политики и разработку ее авторского определения. Методологическая база исследования представлена теориями региональной экономики и государственного регулирования регионального развития. Использованы методы теоретического анализа, синтеза, обобщения и сравнения. На основе систематизации представлений о региональной политике в странах с разными макроэкономическими парадигмами обоснованы ее компоненты и дано ее определение как подсистемы государственного регулирования, которая представляет собой стратегически ориентированную систему институтов, действий и механизмов, направленных на управление пространственной организацией воспроизводства ресурсов и условий развития территорий с целью обеспечения сбалансированного социально-экономического развития регионов, решения территориальных проблем и реализации общегосударственных и локальных интересов территорий на основе селективного и дифференцированного подходов. Концептуальное переосмысление региональной политики представляется необходимым шагом на пути формирования эффективных механизмов адаптации регионов к новым экономическим реалиям

Сохранить в закладках
ДИАГНОСТИКА ТРАНСПОРТНО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ РФ (2025)
Выпуск: Т. 26 № 1 (2025)
Авторы: Силин Яков Петрович, Анимица Евгений Георгиевич, Благинин Виктор Андреевич

Приоритетные направления развития макрорегионов, обозначенные в Стратегии пространственного развития РФ до 2030 г. с прогнозом до 2036 г., предопределяют необходимость глубокого изучения их транспортно-коммуникационной инфраструктуры, формирующей каркас территории. Статья посвящена оценке функционирования и развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры федеральных округов РФ на основе использования пространственно-функционального методического подхода. Методологической базой послужили теории пространственного развития и теоретические положения экономики транспорта. Методика исследования включает несколько этапов, в том числе оценку реализации функций транспортно-коммуникационной инфраструктуры в экономическом пространстве и расчет соответствующего интегрального показателя, а также процедуры ранжирования и кластеризации. Информационную базу составили данные Росстата за 2014–2022 гг. Выявлено, что абсолютным лидером по реализации всех функций транспортно-коммуникационной инфраструктуры является ЦФО. При этом динамика показателей реализации отдельных функций зачастую выше у других макрорегионов, в частности, индикаторы территориальной функции опережающими темпами растут в СКФО, ПФО и УрФО. Результаты ранжирования и кластеризации федеральных округов по уровню развития, использования и качества функционирования транспортно-коммуникационной инфраструктуры свидетельствуют о значительной неоднородности ее развития в федеральных округах, что влечет за собой снижение уровня их социально-экономического развития. Материалы исследования могут быть использованы органами государственной власти субъектов федерации при разработке программ развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры

Сохранить в закладках