Архив статей

РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В АСПЕКТЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА В СИРИИ (2025)
Выпуск: Т. 25 № 2 (2025)
Авторы: ЛУКЬЯНОВ ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ

Статья посвящена анализу взаимодействия России и США в ходе политического конфликта в Сирии как важнейшего фактора, влияющего на российско-американские отношения, которые могут быть охарактеризованы как крайне напряженные. Проблема рассматривается в историко-политической ретроспективе - с момента начала конфликта в 2011 году до наших дней. Анализ развития отношений России и США проводится в политико-дипломатическом плане. Раскрываются причины активного участия России и США в решении сирийской проблемы, трактовка сторонами предпосылок возникновения конфликта и путей его разрешения. Особое внимание уделяется противостоянию России и США в ООН, которое автор определяет как войну резолюций. Отмечается, что позиции России и США в ООН с момента возникновения конфликта были диаметрально противоположными. Если США в частности и Запад в целом стремились добиться от Совета Безопасности ООН утверждения резолюций, называющих единственным виновником конфликта президента Б. Асада, предусматривающих введение против режима Асада политических и экономических санкций и даже проведение военной операции, то Россия считала перекладывание ответственности за кризис на одну из сторон неприемлемым, а вооруженное вмешательство - недопустимым, и блокировала совместно с Китаем, путем использования права вето, попытки стран Запада принять антиасадовские резолюции. В контексте отношений США и России анализируются последствия ввода на территорию Сирии войск западной коалиции во главе с США в 2014 году и Вооруженных сил РФ в 2015 году, проблема применения химического оружия, борьба с терроризмом, прежде всего с Исламским государством1. Рассматривается политико-дипломатический аспект российско-американских отношений вне Совета Безопасности ООН - в рамках так называемых женевского и астанинского форматов. Заключительная часть статьи посвящена подведению итогов противостояния России и США, определению перспектив развития российско-американских отношений с учетом сирийского фактора.

Сохранить в закладках
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ В 1917-1922 ГОДАХ (2025)
Выпуск: Т. 25 № 2 (2025)
Авторы: Мухамедов Рашит Алимович, ЧИГРИН МАКСИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ

В статье рассматривается проводимая Российской коммунистической партией (большевиков) политика по укомплектованию и дальнейшему закреплению кадров в органах милиции в Среднем Поволжье (Симбирской, Самарской, Казанской и Пензенской губерниях) в 1917-1922 годах. Актуальность проблемы заключается в том, что опыт партийных органов и милиции по проведению кадровой политики в сложнейший период времени (когда одновременно с регулярными военными столкновениями, антисоветскими мятежами непрочность власти большевиков в масштабе как страны, так и ее конкретных административных территориальных единиц привела к росту уровня преступности и массовому распространению разного рода форм девиантного поведения) будет полезным для правительства Российской Федерации при разработке и последующей реализации реформ правоохранительной системы. Методологической базой статьи выступил комплекс общенаучных, специально-исторических принципов и методов научного исследования, в т. ч. описательно-повествовательный, проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, историко-системный методы и метод статистического анализа. Авторы на базе материалов периодической печати и документов региональных архивов (Центрального государственного архива Самарской области, Национального архива Республики Татарстан, Государственного архива Пензенской области, Государственного архива Ульяновской области, Государственного архива новейшей истории Ульяновской области) проследили динамику численности милиционеров, выявили уровень материально-технического обеспечения и финансирования милиции, рассмотрели деятельность сотрудников милиции и уголовного розыска по пресечению уголовной преступности и раскрыли причины роста должностных преступлений среди сотрудников милиции, уделили внимание формированию системы школьно-курсовой и внешкольной подготовки кадровых специалистов для органов милиции. В заключение авторы отметили, что, несмотря на наличие существенных проблем в органах милиции, именно она стала одним из эффективных инструментов среди правоохранительных структур и внесла весомый вклад в обеспечение правопорядка и упрочнение советской власти.

Сохранить в закладках
ИЗБРАНИЕ ПОЧЕТНЫХ ЧЛЕНОВ РОССИЙСКОГО МИНЕРАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА С 1917 ПО 1937 ГОД (2025)
Выпуск: Т. 25 № 2 (2025)
Авторы: МАТВЕЕВ ИВАН ЮРЬЕВИЧ

Период с 1917 по 1937 год включает в себя несколько этапов развития отечественной науки: снижение объема научных исследований, вызванное изменениями социально-политического характера и Гражданской войной; становление советской власти и советизация науки; усиление партийного контроля над наукой с конца 1920-х годов. Почетное членство всегда являлось одной из форм членства в научной организации - не было исключением и Российское минералогическое общество. В почетные члены названной организации избирались лица, внесшие большой вклад в развитие как отечественной, так и мировой науки. В период до Февральской революции 1917 года в почетные члены Российского минералогического общества избирались также лица, не являвшиеся учеными, но внесшие вклад в организационное развитие Общества. Это событие было редким для организации. Исключение составил 1916 год, когда Общество избрало сразу 45 чел., среди которых были как отечественные, так и иностранные ученые. В 1917 году, до начала Февральской революции, было избрано еще три человека. В дальнейшем для Российского минералогического общества была характерна тенденция к уменьшению количества новых почетных членов. В 1921 году был избран только один почетный член, и вплоть до 1937 года Общество почетных членов не избирало. На примере функционирования Российского минералогического общества в указанный период отечественной науки можно проследить, как внешние обстоятельства влияли на деятельность научной организации в вопросе избрания почетных членов. Исследование основано на материалах журналов заседаний Российского минералогического общества, опубликованных в «Записках Российского минералогического общества», а также на архивных данных Центрального государственного архива Санкт-Петербурга.

Сохранить в закладках
СОЗДАНИЕ ПОСТОЯННОЙ ПОЖАРНОЙ КОМАНДЫ ПЕТЕРГОФА (2025)
Выпуск: Т. 25 № 2 (2025)
Авторы: ЕФИМОВ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья раскрывает историю появления в Петергофе такой важной для любого города службы, как пожарная охрана. Автор отмечает, что инициатива ее создания принадлежала главе местного дворцового правления Я. Я. Эйхену, обратившемуся 9 марта 1837 года с соответствующим письмом к главноуправляющему дворцовыми правлениями Я. В. Захаржевскому. Просьба согласовать формирование пожарной команды была мотивирована расширением городской застройки, значительная часть которой была деревянной и могла существенно пострадать от огня, а в качестве образца предполагалось ориентироваться на штат пожарной команды одной из частей Царскосельской полиции. В статье подчеркивается, что реализация данного проекта потребовала большой бюрократической работы, потому как необходимо было согласовать организационную структуру нового подразделения и урегулировать вопросы его материально-технического обеспечения. При этом за справками и уточнениями петергофские чиновники обращались не только в Царское Село, принятое за первичный ориентир, но и в Ораниенбаум как ближайший на тот момент уездный город со своей пожарной командой, и даже в столицу, Санкт-Петербург. Кроме того, важной проблемой стал вопрос о размещении пожарной команды, решить который удалось посредством оптимизации уже имевшихся площадей и за счет разработки проекта строительства специального здания. Автор указывает, что процесс согласования и формальной организации занял около 4 лет, завершившись в самом конце 1841 года, но реально действовать пожарная служба стала только в начале 1842 года. Отмечается, что стремление сэкономить средства с одной стороны и сформировать структуру, обеспеченную всем необходимым по действовавшим на тот момент нормативам, с другой стало причиной длительного воплощения идеи создания в Петергофе службы пожарной охраны.

Сохранить в закладках
ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЕ В ИНОРОДЧЕСКИХ СТЕПЯХ СТАВРОПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА (2025)
Выпуск: Т. 25 № 2 (2025)
Авторы: Бадмаева Екатерина Николаевна, Очиров Баатр Викторович

Степные пространства Предкавказья долгий период времени были населены преимущественно кочевыми народами (калмыками, ногайцами, туркменами). Их образ жизни обуславливал их взаимодействие с естественной средой. Степные пространства они использовали прежде всего для ведения кочевого скотоводства и перекочевки с места на место. Усилившаяся крестьянская земледельческая экспансия на Юг России привнесла в природный ландшафт изменения. Большой интерес к степным пространствам проявляли ученые, чиновники и др. Все это нашло отражение в вопросах о возможности лесоразведения в суровых степных условиях Ставропольской губернии. Лесоразведение в степях губернии входило в комплекс мероприятий по земледельческому освоению степных территорий Предкавказья и, безусловно, повлияло на социально-экономическое развитие кочевых народов, ведь лесная посадка явилась неотъемлемой частью перехода кочевников на оседлый образ жизни. Изучение истории лесоразведения в последнее время особенно актуально на фоне усилившихся процессов опустынивания. Проблема опустынивания в южных регионах России (республиках Калмыкия и Дагестан, Ставропольском крае, Ростовской области) на первый план выдвигает комплекс коллективных мер по противодействию этой природной угрозе. Как известно, опустынивание стало следствием антропогенного воздействия на природу. Тем более актуальны анализ опыта прошлого и рассмотрение мер по лесонасаждению в степном Предкавказье. Активное лесоразведение в конце XIX - начале XX века оказалось важным фактором развития земледельческого хозяйства в регионе. Усилившаяся антропогенная нагрузка постепенно приводила к деградации почв и возникновению песков. Лесоразведение в инородческих степях Ставропольской губернии наряду с хозяйственным освоением этих мест позволило замедлить процесс опустынивания, способствовало удержанию влаги в почве, снижению эрозии и улучшению микроклимата.

Сохранить в закладках
БАРЩИНА В ПОМЕЩИЧЬИХ ИМЕНИЯХ ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА (2025)
Выпуск: Т. 25 № 1 (2025)
Авторы: ШАЙХИСЛАМОВ РАШИТ БАДРЕТДИНОВИЧ

Исследование посвящено барщине в помещичьих имениях Южного Урала дореформенной России (в административно-территориальном делении первой половины XIX века - Оренбургской губернии). Показано, что в дореформенное время XIX века в большинстве помещичьих имений ЮжноУральского региона господствующей формой повинности была барщина: более 85 % помещичьих крестьян края исполняли в пользу своих господ именно этот вид повинности. На базе материалов фондов Российского государственного архива древних актов, Российского государственного военно-исторического архива, Российского государственного исторического архива, отдела письменных источников Государственного исторического музея, а также документов 2-го и 3-го томов трудов Редакционных комиссий 1860 года в статье анализируются причины доминирующей роли барщины в помещичьих имениях края (относительное многоземелье колонизуемого региона, узость рынка свободной рабочей силы, хозяйственные соображения помещиков, экономические возможности крестьянских хозяйств и др.). Автор определяет динамику интенсивности барщины в течение первой половины XIX века. Для характеристики барщины проведены расчет рабочего времени барщинных крестьян, а также анализ стоимости барщинных работ крестьян, позволившие выявить соответствие барщины размеру оброка, выплачиваемого оброчными крестьянами данной местности. Отмечается, что по сравнению с помещичьими имениями других регионов России душевая норма барщины здесь была в целом относительно невысокой в силу специфических особенностей преимущественно земледельческого края. Подчеркивается перспективность дальнейшего изучения проблемы, поскольку информационные возможности специального анализа института барщины на региональном уровне еще далеко не исчерпаны.

Сохранить в закладках
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ НКВД И РЕПАТРИАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗВРАЩЕНИЯ СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН ИЗ ФИНЛЯНДИИ В 1944-1955 ГОДАХ (2025)
Выпуск: Т. 25 № 1 (2025)
Авторы: ХОРОШЕВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

В статье на основе архивных документов, бóльшая часть которых вводится в научный оборот впервые, исследуется деятельность созданного в октябре 1944 года Управления уполномоченного Совета народных комиссаров СССР по делам репатриации советских граждан, объединившего ведомства, имевшие собственные зоны ответственности и вступавшие друг с другом в противоречия: Народный комиссариат внутренних дел, Народный комиссариат государственной безопасности и Главное управление контрразведки «Смерш» Народного комиссариата обороны. Материалы, касающиеся организации репатриации из Финляндии в СССР с 1944 по 1955 год, позволяют раскрыть процессы оперативного межведомственного взаимодействия, разработки соответствующих инструкций, ведомственного согласования в непредвиденных ситуациях. В конечном счете объединенные действия названных структур обеспечили успешную репатриацию не менее чем 100 тыс. советских граждан и военнопленных. В работе выделены аспекты, повлиявшие на ход репатриации, включая создание нормативно-правовой базы для разграничения межведомственных полномочий, выявление преступных элементов среди репатриантов, поиск сбежавших пленных. Постановления Государственного комитета обороны, нормативные документы Народного комиссариата внутренних дел, принятые и утвержденные в военное и послевоенное время, легли в основу процесса репатриации советских граждан, в т. ч. из Финляндии. В ходе исследования установлено, что часть советских граждан принимала участие в боевых действиях на стороне Финляндии в составе 3-го и 6-го батальонов. Некоторые военнопленные занимались контрразведывательной деятельностью, сотрудничали с администрацией лагерей. В статье обосновывается вывод, согласно которому межведомственное взаимодействие способствовало созданию устойчивой системы проверки репатриантов, обеспечению безопасности советских военнопленных и интернированных в период репатриации, распределению репатриантов для решения экономических задач советского государства.

Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ТРАМВАЯХ В 1930-1940-Е ГОДЫ: ОПЫТ ГОРОДОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (2025)
Выпуск: Т. 25 № 1 (2025)
Авторы: ПОТЕМКИНА МАРИНА НИКОЛАЕВНА , Храмшина Юлия Николаевна

В работе рассматриваются пассажирские перевозки трамваем - основным городским пассажирским транспортом в городах РСФСР. Цель настоящего исследования - на основе данных по Челябинской области определить факторы, влиявшие на качество пассажирских перевозок, пассажирский опыт взаимодействия с трамваем, противоречивость оценок качества пассажирских перевозок. Статья написана в рамках методологии экономической истории, дополненной положениями теории мобильности, и являет собой попытку представить историю пассажирских перевозок как многофакторный процесс. Авторы раскрывают формальные и качественные характеристики организации пассажирских перевозок трамваем: наличие диспетчерских служб, состояние остановок и подвижного состава, инвентарное число вагонов, число вагонов на линии, электроснабжение трамвая, опыт ожидания трамвая пассажирами. Пассажиры и местные газеты часто критиковали перевозки трамваем, отмечая срывы графиков движения, хотя длительное ожидание было типичным явлением. Несмотря на постоянные замечания, трамвай оставался ведущим городским транспортом в 1930-1940-е годы, т. к. его появление было обусловлено потребностями советской индустриализации. На основе анализа архивных документов и материалов периодической печати авторы приходят к выводу, что остаточный принцип снабжения трамвайных предприятий Челябинской области вагонами и второстепенная роль городского электротранспорта в структуре советской экономики негативно влияли на организацию пассажирских перевозок, основной функцией которых в период советской индустриализации и годы Великой Отечественной войны была связь рабочей силы и промышленных предприятий. К концу 1940-х годов большее значение приобрела функция связи мест проживания с социально-культурными объектами

Сохранить в закладках
РАСХОДЫ УЕЗДНЫХ ЗЕМСТВ ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1871-1916 ГОДАХ (2025)
Выпуск: Т. 25 № 1 (2025)
Авторы: ОНДРИКОВ КОНСТАНТИН ВЛАДИМИРОВИЧ

В статье освещен один из малоизученных вопросов в региональной истории земского самоуправления - структура и динамика обязательных и необязательных расходов уездных земств Вологодской губернии в период с 1871 по 1916 год. Цель настоящего исследования - на основании неопубликованных источников Государственного архива Вологодской области и опубликованных законодательных документов раскрыть структуру и динамику расходов по уездам Вологодской губернии, рассмотреть, как на них повлияли законы, и выявить величину затрат по различным категориям обязательных и необязательных расходов. Практическая значимость работы заключается в изучении опыта финансовой деятельности земств для организации более эффективной деятельности учреждений современного российского самоуправления. Данные указанных источников позволили выяснить, как изменение доли расходов повлияло на развитие уездного земского хозяйства Вологодской губернии. Объектом исследования являются сметы 10 уездных земств Вологодской губернии, включающие в себя обязательные и необязательные расходы. В результате проведенных расчетов удалось установить закономерные особенности земских расходов, ключевым среди которых в сметах уездных земств числилось постепенное увеличение доли необязательных расходов по отношению к обязательным. Основной причиной снижения доли обязательных расходов послужили законы, принятые правительством Российской империи. Подробное исследование земских смет дало возможность определить, на какие категории расходов выделялись большие денежные средства. Так, по категориям обязательных расходов основные средства выделялись на содержание мировых судебных учреждений, дорожную и подводную повинности. По категориям необязательных расходов основные средства шли на народное образование, медицину и содержание уездных управ.

Сохранить в закладках
СОВХОЗЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В 1946-1950 ГОДАХ (ПО ДАННЫМ СВОДНЫХ ГОДОВЫХ ОТЧЕТОВ) (2025)
Выпуск: Т. 25 № 1 (2025)
Авторы: Мотревич Владимир Павлович, Мамяченков Владимир Николаевич

В работе на материалах Российского государственного архива экономики исследуется состояние материально-технической базы и сельскохозяйственного производства в совхозах Архангельской области в 1946-1950 годах. Отмечается, что деятельность советских хозяйств никогда не привлекала к себе (в отличие от колхозов) большого внимания исследователей, поэтому историография данной проблемы весьма незначительна. Констатируется, что вплоть до 1960-х годов совхозы не составляли серьезной конкуренции колхозам и подсобным хозяйствам населения в производстве сельскохозяйственной продукции. В статье в динамике приведены сведения о материально-технической базе советских хозяйств, состоянии земледелия и животноводства, сдаче государству сельскохозяйственной продукции, определена роль совхозов в аграрном производстве. Авторы подчеркивают, что за годы Великой Отечественной войны сократилась как численность самих совхозов, так и их ресурсная база. Помимо войны тяжелые потери сельское хозяйство исследуемого региона понесло от крайне неблагоприятных погодных условий 1946-1947 годов. Утверждается, что производственно-техническая база совхозов Архангельской области в характеризуемый период была достаточно скромной, однако урожайность зерновых и картофеля превышала общесоюзные показатели. В животноводстве, в свою очередь, на удовлетворительном уровне держались надои молока. Авторы приходят к выводу, что советские хозяйства играли весьма незначительную роль в аграрном секторе региона.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ КОНЦА ХХ ВЕКА (2025)
Выпуск: Т. 25 № 1 (2025)
Авторы: Бражников Сергей Александрович

В настоящее время профилактика правонарушений в подростково-юношеской среде является одним из направлений деятельности правоохранительной системы Российской Федерации, требующих качественного совершенствования. Ввиду этого объективно необходимым становится обращение к многогранному историческому опыту различных структур, участвовавших в воспитательной и профилактической работе с детьми, подростками, юношами с отклоняющимся поведением. Многолетняя правоохранительная практика свидетельствует о том, что наибольший объем задач в указанной сфере решают органы внутренних дел. В рамках данной статьи с позиций современной исторической науки рассмотрены отдельные вопросы организации и осуществления оперативно-служебной деятельности служб и подразделений органов внутренних дел, задействовавшихся в предупреждении правонарушений несовершеннолетних в конкретно-исторических условиях, складывавшихся в годы становления новой российской государственности и характеризовавшихся глобальной трансформацией всех сфер жизни общества, крайне высокой динамичностью экономических, социальных, политических процессов, идеологической и духовно-нравственной неопределенностью, резким ухудшением криминогенной ситуации в стране и, как следствие, значительным повышением уровня противоправной активности подраставшего поколения. В процессе исследования были использованы общенаучные и общеисторические методы, обеспечившие достоверность, всесторонность и конкретность полученных результатов. Изучение разноплановых исторических источников, как опубликованных, так и архивных, позволило автору сделать обоснованные выводы о месте и роли органов внутренних дел РФ в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также об эффективности превентивного воздействия заинтересованных подразделений милиции общественной безопасности и криминальной милиции на подростково-юношеский контингент, обладавший противоправным потенциалом.

Сохранить в закладках