В статье доказывается важность реализации ЕSG-повестки на региональном уровне, поскольку продвижение ЕSG-принципов является условием устойчивого и сбалансированного развития региона в экологическом, социальном и управленческом аспектах, фактором повышения инвестиционной привлекательности региона. Подтверждена необходимость оценки ЕSG- трансформации регионов России на основе рейтингов устойчивого развития для определения степени их вовлеченности в ЕSG- повестку, выявления проблем в экологической, социальной и управленческой сферах, разработки путей их решения в целях повышения привлекательности регионов для населения, бизнеса и инвесторов. На примере Саратовской области на основе данных различных российских рейтингов проведен анализ степени реализации ЕSG-повестки в регионе, уровня его инвестиционной привлекательности. В результате анализа определены перспективные направления реализации ЕSG-повестки в Саратовской области в целях повышения устойчивости ее развития и привлекательности для инвесторов, представлены инструменты государственного стимулирования ЕSG- трансформации в российских регионах.
В статье дана характеристика особенностей регионального инновационного процесса, как объекта воздействия инновационной политики. Данные особенности заключаются в разной возможности субъектов формирования и реализации региональной инновационной политики влиять на те или иные инновационные процессы, протекающих частично, или полностью, на соответствующей территории. Сделан вывод о том, что независимо от стадии инновационные процессы, происходящие в регионе, с точки зрения инновационной политики могут быть ограниченно контролируемыми, контролируемыми и контролируемыми в значительной степени. Предложены рекомендации по совершенствованию оценки качества региональной инновационной политики за счет введения параметра информационно- аналитического обеспечения, отражающего степень доступности и полноты информации о региональном инновационном процессе и соответствующих аналитических наработок на Интернет-ресурсах.
В рамках развития методического инструментария формирования моделей взаимозависимости показателей качества жизни населения региона от других факторов экономического роста, в статье предлагается трехмерная модель зависимости качества жизни населения от уровней социально- экономического и инновационного развития региона РФ, а также последовательность ее построения на примере Приволжского федерального округа. Такой подход к анализу позволит объективно оценивать различные регионы и на основе результатов разработать альтернативные варианты стратегических управленческих решений по разработке программ повышения уровня качества жизни населения региональными органами власти. Также авторы на конкретных примерах малого и среднего бизнеса раскрывают возможности методов и подходов инновационного менеджмента (инжиниринг инноваций, реинжиниринг, бенчмаркинг, бренд- менеджмент) для активизации инновационной активности предпринимательской деятельности в регионах.