В статье рассматриваются вопросы вклада фибрилляции предсердий (ФП) в структуру вызовов скорой медицинской помощи (СМП) к пациентам с нарушениями ритма в Санкт-Петербурге, вопросы диагностики, клинической оценки этой группы больных и оказания им помощи в рамках клинико-тактической схемы. Анализируется собственный опыт изучения эффективности медикаментозной кардиоверсии пароксизмальной формы ФП и предлагаются направления оптимизации оказания СМП на догоспитальном этапе (ДГЭ).
Профилактика гипотермии у раненых и пострадавших остается актуальной проблемой при оказании помощи раненым и пострадавшим с политравмой. Цель исследования: в эксперименте с участием добровольцев оценить эффективность и безопасность применения термопокрывала, предназначенного для предотвращения переохлаждения пострадавшего. Материалы и методы исследования. Исследование выполнялось с участием добровольцев, которые подвергались воздействию холодной температуры с использованием и без использования термоодеяла. Испытуемые находились неподвижно лежа на носилках в термокамере в течение 60 минут при температуре окружающей среды 0 °C, влажность воздуха составляла 50%. Датчики температуры располагались на коже, на верхнем слое одежды и на поверхности термопокрывала. Результаты. Использование термопокрывал при отрицательных температурах окружающей среды способствует более медленному охлаждению организма вследствие отражения тепла от внутренней поверхности изделия. Субъективные ощущения добровольцев показали статистически значимые отличия в теплоощущении при использовании термопокрывал. В опытной группе добровольцы не отмечали, что на каком‑либо этапе им было «холодно», в группе контроля спустя 45 минут наблюдения в 4 случаях ставили 1 балл («холодно»), а один из добровольцев пожелал прекратить исследование. При этом термопокрывала способствуют более медленному остыванию тела. В группе с использованием термопокрывала температура ядра (датчик установлен в ротовой полости) была в среднем выше на 4,2 °C в сравнении с группой добровольцев без термопокрывала. Таким образом, термпопокрывала могут способствовать профилактике гипотермии пострадавших в ходе эвакуации бригадами скорой медицинской помощи. Заключение: представленные образцы изделия термопокрывала являются эффективными средствами профилактики переохлаждения человека в условиях низких температур окружающей среды.
Введение. Потребность в модернизации салонов автомобилей скорой медицинской помощи (СМП) обусловлена необходимостью улучшения их эргономики. Цель исследования: оптимизировать прототип салона автомобиля скорой медицинской помощи на основе обратной связи и рекомендаций экспертного сообщества. Задачи исследования: оценить прототип салона СМП, доработать конструкцию на основе обратной связи, внедрить модификации в серийные модели, провести повторную оценку полученных результатов, в том числе эксплуатационную оценку, и выявить направления для дальнейших улучшений. Материалы и методы. Исследование проводилось в два этапа: на первом этапе было опрошено 255 респондентов, на втором — 245. Применялись методы описательной статистики и критерий Манна–Уитни для оценки статистической значимости различий между показателями прототипа и серийных моделей. Результаты. По итогам анализа: универсальность креплений была улучшена (рост оценки с 4,49 до 4,71), комфорт пациента увеличился с 4,67 до 4,80, а удобство уборки выросло с 4,52 до 4,74; общее число положительных отзывов составило 84%, что подтвердило высокий уровень удовлетворенности медицинского сообщества. Заключение. Интеграция обратной связи медицинского сообщества в процесс проектирования автомобилей СМП позволила создать функциональные и надежные решения, отвечающие современным требованиям и улучшающие условия работы сотрудников бригад СМП. Разработанная методология показала свою эффективность и может быть использована для дальнейшей модернизации санитарного транспорта.
Цель. Изучить управленческую часть скорой медицинской помощи (СМП) до и после формирования единой вертикальной системы скорой помощи в Республике Узбекистан. Задачи: провести анализ управленческой части скорой медицинской помощи до формирования единой вертикальной системы СМП в Республике Узбекистан; изучить структуру и штатные нормативы новой единой вертикальной системы скорой помощи в Республике Узбекистан; проанализировать интеграцию СМП с учреждениями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь населению города Ташкента. Материалы и методы исследования. Для проведения исследования использовались статистические методы изучения работы службы скорой медицинской помощи, материалы анализа нормативных правовых актов, регламентирующих оказание СМП. В ходе исследования проанализированы статистические данные СМП по Республике Узбекистан и отдельно 2021–2023 гг. по городу Ташкенту. Результаты. В стране осуществляются комплексные меры по развитию здравоохранения, обеспечению гарантий прав граждан на охрану здоровья со стороны государства, формированию здорового образа жизни граждан, доступности медицинской помощи для всех слоев населения. СМП является важнейшей составной частью первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) населению, находящейся на линии непосредственного соприкосновения с потребителем медицинских услуг. Однако отсутствие единой управленческой системы СМП не давало возможности повысить качество помощи. В целях коренного совершенствования системы СМП, направленного на кардинальное усиление ее оперативности, технологичности и эффективности, организацию на самом высоком уровне всего комплекса лечебной, научно-методической и образовательной работы по оказанию населению своевременной СМП были созданы Республиканский центр скорой медицинской помощи и 14 его региональных филиалов на базе службы СМП и медицинских автохозяйств, внедрена единая вертикальная система управления СМП. Это дало возможность усовершенствовать систему СМП. Заключение. Формирование единой вертикальной системы СМП позволяет обеспечить повышение доступности и качества СМП по республике.
В связи с появлением технических возможностей длительно обеспечивать в автоматическом режиме непрямой массаж сердца возникает вопрос о целесообразности транспортировки в стационар пациентов с рефрактерной остановкой кровообращения вне медицинской организации. Данная проблема актуальна во всем мире, и во многих странах существуют протоколы, которые позволяют определить необходимость дальнейшей эвакуации пациента в стационар или же обоснованность прекращения реанимационных мероприятий на месте в связи с их неэффективностью. Цель исследования: оценить результаты лечения пациентов трудоспособного возраста, госпитализированных в стационары Санкт-Петербурга с представлением о внегоспитальной остановке сердечной деятельности, а также изучить факторы, влияющие на исходы реанимационных мероприятий. Материалы и методы исследования. В ретроспективном многоцентровом исследовании были проанализированы результаты стационарного лечения 349 взрослых пациентов трудоспособного возраста, поступивших в четыре многопрофильных стационара Санкт-Петербурга за 2022–2024 гг. Пациенты были разделены на две группы. Группа 1 — пациенты, перенесшие остановку кровообращения, с сердечным ритмом, восстановленным вне медицинской организации (97 человек, 80,4% мужчин, средний возраст 45±1,3 года). Группа 2 — пациенты, доставленные в состоянии клинической смерти на фоне продолжающихся реанимационных мероприятий с применением кардиомассажера (252 человека, 77,9% мужчин, средний возраст 49,7±0,7 года). Полученные данные подвергались статистической обработке методом четырехпольных таблиц с использованием критерия χ2. Результаты. Между группами было выявлено значимое различие по госпитальной летальности: 78,4% в 1‑й группе против 98,8% во 2‑й группе (критерий χ2 45,78, p<0,001). Подробное изучение медицинских карт выживших пациентов 2‑й группы показало, что во всех случаях свидетелями происшествия была своевременно инициирована первая помощь в объеме базовой СЛР, у двоих из трех выживших для спасения в стационаре применялась ЭКМО-СЛР. Заключение. Запредельный уровень летальности пациентов, госпитализированных с рефрактерной остановкой кровообращения, свидетельствует о необходимости создания отечественного протокола, регламентирующего возможность прекращения реанимационных мероприятий на месте. Для улучшения результатов лечения следует добиваться реализации цепи выживания в полном объеме с использованием всего спектра современных технологий.
В статье представлен анализ проведения медицинской эвакуации пострадавших с шокогенными травмами, полученными в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), произошедших на федеральной автодороге (ФАД) М‑8 «Холмогоры», в травмоцентр, созданный в одном из арктических регионов России. Целью исследования было выявление особенностей проведения медицинской эвакуации пострадавших в ДТП на ФАД М‑8 с тяжелой травмой, сопровождающейся шоком, в травмоцентр на базе медицинской организации III уровня — Архангельской областной клинической больницы (АОКБ), для разработки рекомендаций по совершенствованию эвакуационных мероприятий. Материалы и методы исследования. По критериям описания серии случаев проведен ретроспективный анализ медицинских документов 49 пострадавших в ДТП на ФАД М‑8 «Холмогоры», получивших тяжелую шокогенную травму, и поступивших на лечение в травмоцентр АОКБ. Результаты. Установлено, что 17 (35%) пострадавших в ДТП на ФАД М‑8 «Холмогоры» с тяжелыми шокогенными травмами были доставлены в травмоцентр АОКБ в течение первого «золотого» часа, а 95,5% травмированных поступили в первые сутки из других травмоцентров на базе медицинских организаций, удаленных от АОКБ и имеющих зоны ответственности на ФАД М‑8. Для эвакуации пострадавших привлекался автомобильный и авиационный медицинский транспорт. В целом, на территории Архангельской области (АО) имеется крайне неравномерное распределение сил и средств для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, пострадавшим с шокогенными травмами на ФАД М‑8 и их эвакуации в травмоцентр АОКБ из-за значительной протяженности федеральной автодороги (около 600 км). Заключение. Проведенный анализ медицинской эвакуации пострадавших в ДТП на ФАД М‑8 «Холмогоры» с шокогенными травмами в травмоцентр АОКБ показал, что в настоящее время целесообразно: организовать мобильные трассовые пункты на ФАД в Холмогорском, Виноградовском и Шенкурском округах для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, тяжело травмированным в ДТП; усилить кадровое и материально-техническое обеспечение этих больниц в части создания бригад экстренной медицинской помощи (БЭМП), базирующихся непосредственно на территории указанных лечебных медицинских организаций (ЛМО); обеспечить выполнение целевых показателей «Стратегии развития санитарной авиации в Архангельской области до 2024 года»; совершенствовать развитие телемедицины для осуществления ведущими специалистами АОКБ консультаций пострадавших в ДТП с тяжелыми шокогенными травмами, находящихся на лечении в ЛМО АО, для решения вопроса привлечения, при необходимости, квалифицированных специалистов (анестезиологов, травматологов, а в ряде случаев и других) для оказания специализированной медицинской помощи пострадавшим и решения вопроса об эвакуации последних в травмоцентр АОКБ.
Цель: анализ данных литературы и обобщение результатов исследования по изучению и внедрению новых и альтернативных методик оказания сердечно- легочной реанимации. Материалы и методы исследования. Изучение и обзор современных отечественных и зарубежных данных литературы по теме применения и оценки результатов внедрения новых и альтернативных методик оказания мероприятий сердечно- легочной реанимации. Результаты исследования. Согласно проведенному анализу литературы, при использовании альтернативных методик при проведении сердечно- легочной реанимации (СЛР) повышается эффективность реанимации, а в некоторых случаях повышается выживаемость и улучшается дальнейший прогноз. Заключение. Альтернативные методики сердечнолегочной реанимации требуют дальнейшего изучения.
Цель исследования: по результатам ретроспективного анализа данных о 48 406 выездах скорой медицинской помощи (СМП) к 25 735 больным хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) в Санкт- Петербурге (СПб) в период с 2015 по 2023 г., получить медико- социальную характеристику данной группы пациентов. Задачи исследования: дать общую оценку эффективности СМП, оказываемой данной группе больных на месте вызова, изучить уровень внутрибольничной летальности среди больных ХОБЛ, доставленных в стационар СМП. Результаты исследования. Средний возраст больных с ХОБЛ, обратившихся за СМП, составил 63,0±17,92. Достоверных различий в половозрастном составе этой группе пациентов не было. Число выездов бригад СМП к больным ХОБЛ и абсолютное число обслуженных пациентов значительно снизилось во время пандемии COVID-19 и стало восстанавливаться после её окончания. Положительный результат лечения бригадой СМП на месте вызова был достигнут только в 38,6% случаев. В стационар с места вызова были эвакуированы 21 737 (37%) пациентов. Внутригоспитальная летальность в этой группе больных составила 39,2%. Заключение. Оказание СМП больным ХОБЛ является сложной медико- социальной задачей, не полностью решенной в настоящее время в Санкт- Петербурге. Требуются усилия по преодолению имеющихся трудностей.
Современный уровень информатизации здравоохранения позволяет дистанционно организовать и контролировать лечебно- диагностический процесс. Целью исследования было изучить статистику дистанционно- диагностических кабинетов (центров) в Российской Федерации за период 2014–2023 гг. Использованы материалы федеральной государственной статистики — ФСН по РФ, Санкт- Петербургу, Ленинградской области, 2014–2023 гг. Применялись статистические и аналитические методы. Результаты исследования показали существенный рост числа ДДК (ДДЦ) на 77 ед. (96,3%) за период 2014–2023 гг. Объемы дистанционных ЭКГ превышают 1,6 млн исследований в год (2023 г.). Заключение. Дистанционно- диагностические кабинеты играют важную роль при оказании консультативной помощи по вопросам диагностики, лечения и тактики ведения пациентов. Стоят задачи изучения опыта регионов по дистанционному консультированию, разработки модели организации службы многопрофильного дистанционного консультирования как самостоятельного подразделения в структуре скорой медицинской помощи, адаптированной для реализации в любом регионе Российской Федерации.