Введение. Актуальность вовлечения минеральных природных ресурсов в глубокую переработку, а также вовлечение в системный промышленный оборот доли российских твердых полезных ископаемых имеет стратегическое значение для Российской Федерации. Страна, столкнувшись с санкционной войной перестраивает своё законодательство под требования времени и национальных задач, как в области экономической независимости, так и в области национальной безопасности. Такая точеная диверсификация нашего гражданского и административного права, а также их трансформация при сближении частного и публичного в недропользовании, предсказывалась нашими правоведами.
Материалы и методы. Исследование затрагивает анализ взглядов ряда ученых юристов, которые условно смотрят на отношения пользования недрами как имущественный характер или же преимущественно отношения недропользования находятся в рамках административно правового метода.
Анализ. Исторически Российская Федерация имплементировала большую часть действующего сегодня законодательства регулирующего отношения недропользования с западных правовых лекал, что ситуативно дало свои результаты в начале нулевых, но такая модель постепенно обнажила нетождественную вариацию желания большего контроля над столь значимой отраслью экономики России, а в противовес выступили принципы и понятия гражданского законодательства, защищающие частный интерес предпринимательства. Следом за желанием оставить за собой право собственности на недра, и принятие Закона «О Недрах» где фиксировалась задача охраны и использования, государство всё остальные понятий о «вещи», «собственности», «объекте гражданского права», «недвижимом имуществе», «имущественном комплексе», «юридическом лице» оставили гражданскому законодательству.
Результаты. Предметом исследования стали некоторые вопросы частного и публичного регулирования отношений недропользования. Проанализированы некоторые исторические аспекты слияния частного и публичного в недропользования. Рассмотрены взгляды ряда исследователей на вопрос о правовой природе права пользования недрами и лицензии на право пользования недрами. Замечена усилившаяся роль государственного управления в области недропользования, не только как контролирующая, регулятивная и охранительная, но и как национально ориентированная, с приоритетом к экономике замкнутого цикла, где расширение частно-правовых возможностей нацелено на предпринимателя, находящегося в юрисдикции нашей страны.