Архив статей

Финансовое обеспечение целевых программ в области охраны окружающей среды и рационального природопользования (2024)
Выпуск: Том 11, № 3 (2024)
Авторы: Постульга Лилия Валерьевна

Введение. В статье рассматриваются проблемы финансового обеспечения целевых экологических программ.

Материалы и методы. В ходе исследования использованы методы правового анализа, синтеза, обобщения и сравнительно-правовой, которые позволили выработать возможные пути решения исследуемых проблем.

Анализ. Проведенные в начале XXI века реформы бюджетного, налогового и экологического законодательства фактически разрушили имевшийся эколого-экономический механизм природопользования, что повлекло за собой значительные проблемы в области финансового обеспечения программных мероприятий. В настоящее время государственные программы являются важным инструментом финансового обеспечения охраны окружающей среды и рассматриваются в качестве правовой формы и юридического основания финансирования экологически значимых мероприятий, однако не могут показать в полной мере своей эффективности. Основным источником финансирования природоохранных мероприятий в настоящее время выступают бюджетные средства. Финансовые средства из внебюджетных источников привлекаются недостаточно, что может вызывать проблемы недостатка финансирования, особенно на местах. Среди иных проблем финансового обеспечения природоохранных мероприятий следует отметить тенденцию к снижению общих объемов финансирования, отсутствие финансового обеспечения отдельных важных мероприятий, финансирование от объема имеющихся средств, неравномерность их распределения в бюджетном цикле.

Результаты. Выдвигаются предложения по совершенствованию системы финансового обеспечения целевых экологических программ, которые позволят сделать их эффективным инструментом экологического планирования даже в условиях антироссийских санкций, пандемии и экономического кризиса.

Сохранить в закладках
Публично-правовые и частно-правовые начала в регулировании цифровой валюты (2024)
Выпуск: Том 11, № 2 (2024)
Авторы: Сагалаева Евгения Сергеевна, Боташева Лейла Эмербековна

Введение. В статье рассматриваются вопросы междисциплинарного регулирования централизованной цифровой валюты, эмитируемыми центральными банками. Уделяется внимание публично-правовым и честно-правовым началам цифровой валюты Центрального Банка.

Материалы и методы. Теоретическую основу составили научные публикации отечественных и зарубежных авторов по вопросам исследования. Исследование построено на основе анализа правовых положений финансового и гражданского законодательства, определяющих правовой режим цифрового рубля. Формально-юридический метод, как основной метод проведенного исследования, позволил раскрыть содержание межотраслевой правовой природы цифровой валюты.

Анализ. Исследуются вопросы правовой природы цифровой валюты Центрального Банка. Пристальное внимание уделяется положениям «О цифровом рубле», сосредоточенным в нормах публичного и частного права. Отмечается, что отсутствие четкого понятийного аппарата взывает сложности в толковании базовых категорий. Обосновывается двойственная правовая природа цифрового рубля. Эта двойственность проявляется в том, что цифровой рубль является объектом финансового права, как национальная цифровая валюта, эмитируемая Банком России, с другой стороны, обязательственная природа цифрового рубля, отражающаяся в положениях частного права и Федерального закона «О национальной платежной системе».

Результаты. Цифровые валюты центральных банков (CBDC) рассматриваются или находятся в процессе внедрения многими центральными банками по всему миру. Несмотря на важность и потенциальные последствия таких кардинальных изменений в национальных валютах, остается еще много неизвестных.

Сохранить в закладках
Правовой статус докторантов и научных консультантов: проблемы и возможные решения (2024)
Выпуск: Том 11, № 2 (2024)
Авторы: РУКАВИШНИКОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Введение. Статья посвящена вопросу оценке эффективности современной отечественной докторантуры сквозь призму правового статуса докторантов и научных консультантов. Учитывая важнейшую роль докторантуры в подготовке исследователей высшего уровня квалификации, обладающих ученой степенью доктора наук, а также действующие нормативные положения и специфику подготовки кадров в докторантуре, требует рассмотрения и критической оценки совокупность прав, обязанностей и гарантий, предоставляемых докторантам и научным консультантам.

Материалы и методы. Применение методов формально-правового анализа вкупе с рассмотрением позиций исследователей по вопросам совершенствования системы государственной научной аттестации позволило выявить ряд позиций, требующих уточнения в нормативно-правовых актах, либо не урегулированных вовсе, несмотря на их высокую значимость в создании условий для подготовки исследований в докторантуре.

Анализ. Рассмотрено действующее регулирование материальных гарантий, обеспечивающих деятельность докторантов и научных консультантов, выявлена недостаточность и неопределенность, касающаяся отдельных нормативных положений в данном вопросе. Затронут также вопрос ответственности научного консультанта за недобросовестное выполнение своих обязанностей, круг которых в настоящее время определяется сторонами самостоятельно, что подвергается мотивированной критике. Отдельным аспектом обеспечения условий для осуществления исследовательской работы докторантами является вопрос предоставления им долгосрочного отпуска, что в настоящее время охватывается лишь общими нормативными положениями, привязанными к десятилетнему стажу соответствующего специалиста.

Результаты. Совокупность предлагаемых автором мер направлена на повышение эффективности института докторантуры, являющегося важным элементом системы государственной научной аттестации, потенциал которого в настоящее время не раскрыт и требует развития.

Сохранить в закладках
Экологическая политика стран-участниц ЕАЭС: направления сближения и институты (2024)
Выпуск: Том 11, № 2 (2024)
Авторы: Навасардова Элеонора Сергеевна, Захарин Андрей Николаевич

Введение. К числу основных приоритетов развития, созданного в 2015 г., Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) относится завершение работы, направленной на устранение существующих ограничений, унификацию таможенных правил, пересмотр отдельных норм, в том числе с учётом существующей международной экологической повестки и особенностей каждого государства. Расширение сотрудничества России с другими государствами ЕАЭС в эксплуатации природных ресурсов делает межгосударственное взаимодействие в природоохранной сфере все более актуальным. В условиях активизации отдельных сфер экономического развития и перехода к функционированию единого рынка товаров, работ и услуг существует потребность совершенствования правовых механизмов сотрудничества в экологической сфере, необходимость проведения согласованной политики на уровне ЕАЭС. Сращивание национальных рынков товаров, работ, услуг, капиталов и рабочей силы взаимосвязано с разработкой и имплементацией политики и механизмов «зеленой» экономики, что будет содействовать стабильности социально-экономического развития, гарантируя вместе с тем и охрану окружающей среды.

Материалы и методы. Для анализа направлений сближения и институтов экологической политики в национальном законодательстве стран-участниц ЕАЭС и преодоления имеющихся проблем применялись логический, индукции, дедукции, сравнительно-правового анализа и синтеза, аналогии, статистический и другие методы научного познания. Авторами проведен сравнительный анализ общих положений наднационального законодательства и актов государств-членов Евразийского экономического союза, опосредующих проведение государственной экологической политики.

Анализ. Сближение национальной экологической политики следует считать отправной точкой для сотрудничества стран-участниц ЕАЭС в области зеленой экономики и формирования соответствующей повестки интеграционного взаимодействия. Подавляющее число ученых и экспертов соглашаются с отставанием ЕАЭС как в развитии зеленой экономики и зеленой энергетики, так и в реализации согласованной экологической политики и законодательства.

Результаты. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что сближение экологической политики стран-участниц ЕАЭС будет способствовать дальнейшему развитию интеграции, снятию барьеров, изъятий и ограничений в регулировании природопользования и охраны окружающей среды. С целью сближения экологической политики, проводимой странами-участницами ЕАЭС необходимы, разработка и принятие общего наднационального законодательства, закрепляющего стратегические цели и направления развития природопользования и охраны окружающей среды. Действующие законодательные акты национального уровня опираются на схожий набор целей, задач и направлений развития, что открывает возможности для их гармонизации и унификации. При этом первостепенное внимание нужно уделить вопросам экологической безопасности.

Сохранить в закладках
Преступления террористической направленности в ретроспективном анализе, их эффективность и самодостаточность (2024)
Выпуск: Том 11, № 1 (2024)
Авторы: Пащенко Елена Анатольевна

Введение. Нормы советского и российского уголовного законодательства о преступлениях террористической направленности, проанализированные в историческом и современном ракурсах, позволяют рассматривать влияние юридический техники и качества уголовно-правового запрета на состояние уровня преступности.

Материалы и методы. В работе исследован уголовно-политический метод криминализации, но с позиции изменения его объема во времени. Методологическую основу составили системный метод, анализ и синтез, сравнительно-исторический метод.

Анализ. Проанализированы количественные и качественные изменения уголовно-правовых норм террористической направленности и соотнесено состояние уголовного законодательства со статистическими показателями преступлений данного вида. Основной целью является формирование с учетом причин террористической активности действенных правовых решений антитеррористической направленности.

Результаты. Выводные положения, предложенные автором, сводятся к тому, что содержание уголовно-правовых запретов террористической направленности исторически подвергается кардинальному качественному изменению и включает деяния, различные по объекту посягательств. При этом именно расширение перечня составов преступлений влекло за собой положительную динамику данной преступности. В связи с чем целесообразно рассматривать изменение количества совершенных преступлений террористического характера в соотношении с разновидностью посягательств преступлений и их терминологической корректностью. В статье рассмотрены вопросы этапности формирования правовых запретов за совершение преступлений террористической направленности, на этом фоне выделены качественные конструктивные недоработки в уголовных законах 1922, 1926 и 1960 года. Формирование уголовно-правовых запретов не было лишено конструктивных и содержательных проблем. Автор обращает внимание на понятийный аппарат с присущей ему терминологической невыдержанностью, в том числе используемые ранее законодателем понятия терроризма, террористического акта, террористической акции.

Сохранить в закладках
Правовая идентификация искусственного интеллекта в гражданском процессе (2024)
Выпуск: Том 11, № 1 (2024)
Авторы: Мельничук Марина Александровна, Савченко Оксана Николаевна

Введение. Изучение роли искусственного интеллекта и его влияния на гражданское судопроизводство представляет собой активно исследуемую проблему, поскольку его внедрение становится повсеместным.

Материалы и методы. Исследование построено на научных работах как российских, так и зарубежных ученых. Обращение к научным взглядам конкретных ученых позволило обобщить взгляды на сущность искусственного интеллекта, провести анализ форм его использования. Исследование вопроса обусловило применение общенаучных, логических, сравнительно-правовых методов, а также методов системного и комплексного анализа, позволивших всесторонне и полно изучить современное состояние исследуемого явления.

Анализ. Исследование различных научных разработок позволяет говорить о формировании новой научно-технологической среды, появлении новой области правоотношений с использованием технологий искусственного интеллекта.

Результат. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о необходимости формирования специальных норм законодательства по созданию и использованию искусственного интеллекта. Авторы обосновывают необходимость формирования принципиально нового инструментария правового регулирования применения технологий искусственного интеллекта в судопроизводстве, что связано со спецификой электронных лиц, характеризующейся прежде всего трудностями локализации их юридически значимого поведения.

Сохранить в закладках
О некоторых вопросах освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (2024)
Выпуск: Том 11, № 1 (2024)
Авторы: Джамирзе Бэла Юнусовна

Введение. Современная отечественная практика применения законодательства об административных правонарушениях характеризуется рядом вопросов, обусловленных постоянным совершенствованием законодательства, которое проводится для эффективного противодействия внутренним и внешним вызовам Российскому государству и обществу. Среди таких вопросов принцип справедливости сохраняет свое главенствующее значение, определяя статус механизма административной ответственности именно как средства государственного управления. Особенности практической реализации данного принципа находят выражение, помимо прочего, в институте освобождения от административной ответственности, одним из оснований которого выступает малозначительность административного правонарушения – категория оценочная и весьма значимая для практики применения законодательства об административных правонарушениях.

Материалы и методы. Исследование построено на анализе положений действующего законодательства об административной ответственности, материалах соответствующей судебной практики и работах исследователей по данному вопросу.

Анализ. Положения действующего законодательства и решения высших судов, содержащие разъяснения данных положений, не дают исчерпывающего представления об особенностях применения норм о малозначительности административного правонарушения, в том числе, касательно соответствующих категорий дел и субъектного состава.

Результаты. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что нормы об освобождении от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения требуют дополнительных разъяснений со стороны Верховного Суда Российской Федерации для определения категорий нарушений, на которые распространяются данные нормы, а также круга субъектов, к которым они применимы. Формулируется авторская позиция по возможным ответам на поставленные вопросы.

Сохранить в закладках
Сравнительно-правовой анализ трудо-правового статуса преподавателя высшей школы (2024)
Выпуск: Том 11, № 1 (2024)
Авторы: Вышеславова Татьяна Фёдоровна, Лукинова Светлана Алексеевна

Введение. Правовой анализ статуса преподавателя высшей школы невозможен без учета процессов глобализации и усиления мирового финансово-экономического кризиса. Данные процессы определили систему факторов, влияющих в большей или меньшей степени на системы образования безусловно всех стран мира. Эти факторы напрямую влияют на содержание и объем социально-трудовых прав главной фигуры в системе высшего образования – преподавателя. Г. У. Матушанский и Ю. В. Рогов, в частности, в число таких факторов включают процессы, обусловленные глобализацией, интернационализацией образовательных систем стран Европы и всего мира в целом, серьезным уменьшением бюджетного финансирования по причине углубления мирового финансово-экономического кризиса. Кроме того, глобальной тенденцией в сфере высшей школы стала практическая необходимость замены предметно-ориентированного обучения на подготовку выпускников, нацеленных на решение задач, поставленных работодателями, что, в свою очередь обусловлено низким качеством подготовки специалистов – выпускников вузов. Национальный законодатель в таких условиях именно поэтому видит возможность использовать проверенный положительный опыт зарубежных государств в процессе правового регулирования проблем системы образования, включая закрепление правового статуса педагога высшей школы. Дело в том, что зарубежные государства уже адаптировали национальные образовательные системы с учетом всех названных выше факторов, в особенности с учетом серьезного уменьшения финансовых расходов государства на образование. Поскольку в нашей стране сравнительно-правовые исследования применительно к сфере трудовых отношений и образования практически не проводились, постольку серьезный интерес к социально-образовательному праву зарубежных стран сохраняется до сих пор. Однако актуальными как для российского, так и зарубежного исследователя и правотворца остаются вопросы, связанные со спецификой труда преподавателя высшей школы, уровнем его значимости для общества и государства, особенностями правового регулирования содержания трудовой функции, оплаты, охраны, нормирования труда преподавателя вуза. Современные российские ученые, к сожалению, довольно слабо освещают зарубежный правовой опыт регулирования правового статуса педагога высшей школы. Публикации ученых, конференции и круглые столы посвящены, как правило, общим проблемам повышения уровня подготовки выпускников вузов, формированию компетентностного подхода, перспективам преподавательской и студенческой мобильности, психологическим аспектам реформирования высшей школы. Вместе с тем вопросам социально-трудового статуса педагога высшей школы ученые уделяют крайне мало внимания.

Материалы и методы. Авторы анализируют высказанные в науке точки зрения по поводу проблем, связанных с правовым регулированием труда преподавателя вуза (содержание и срок трудового договора, структура трудовой функции, оплаты труда и пр.), в контексте особенностей современного российского государства и права. В процессе исследования использовался целый комплекс теоретических принципов, логических приемов и специальных методов и средств познания государственно-правовых явлений (историко-правовой, сравнительно-правовой и пр.).

Анализ. Авторами анализируются положения действующего трудового законодательства России о труде преподавателя высшей школы в условиях глобализации и усиления мирового финансово-экономического кризиса. Авторы выявили влияние российского законодательства о труде педагогов на правовую систему Республики Южная Осетия. Содержание трудовой функции преподавателя высшего учебного заведения имеет свои существенные особенности, определяющие специфический характер и условия работы. Вместе с тем, до сих пор в нарушение требования Трудового кодекса РФ не разработан и не внедрен профессиональный стандарт преподавателя. Авторами выявлены причины данной ситуации. Анализ правовых гарантий преподавателей вузов показал, что они практически отсутствуют применительно к нормированию и оплате их труда по причине отсутствия четких и прозрачных законодательных актов по данным вопросам. Обращается внимание на положительную роль Конституционного Суда РФ, по отрицательной оценке, сложившейся практики работодателей-вузов заключать краткосрочные трудовые договоры с преподавателями. В статье уделяется внимание системным проблемам в установлении условий труда преподавателей вузов.

Результаты. По итогам проведено исследования можно сделать вывод, о том, что нормативно-правовые акты, регулирующие труд преподавателей вуза, имеют существенные пробелы, не позволяющие на должном уровне оценить трудовую функцию преподавателя высшей школы, оплатить и нормировать их труд. Авторы отмечают крайне низкую эффективность правового регулирования труда преподавателя высшей школы в социально-трудовой сфере современной России. Решение данных проблем видится авторами в острой необходимости внесения дополнений в действующий закон РФ об образовании и соответствующую главу Трудового кодекса России о содержании трудовой функции преподавателя вуза, оплате и нормировании его труда. Следует повысить и качество локального и договорного регулирования условий труда преподавателя высшей школы, а также усилить государственный надзор и общественный контроль за соблюдением трудовых прав преподавателей вузов.

Сохранить в закладках
Органы прокурорского надзора в правоохранительной системе Северного Кавказа в пореформенной России конца XIX века (2024)
Выпуск: Том 11, № 1 (2024)
Авторы: Зозуля Игорь Викторович, Березутская Анастасия Алексеевна, Судавцов Николай Дмитриевич

Введение. В статье рассматриваются вопросы становления и развития органов прокуратуры пореформенного периода второй половины XIX в. и их деятельности на территории Ставропольской губернии и Терской и Кубанской областей. Показаны процессы трансформации органов прокурорского надзора в соотношении с ростом преступности в регионе и стремлением местных властей к усилению состава служащих правоохранительных органов в целом и прокурорских работников в частности.

Материалы и методы. При исследовании темы использованы материалы, как центральных, так и местных архивов, а также часть источников, опубликованных в дореволюционной печати. Так, например, на основе статических данных ежегодных отчетов Министерства юстиции Российской империи о функционировании судебной системы страны в статье представлен детализированный анализ результатов их работы и сопряженной с нею деятельности органов прокурорского надзора и дана оценка как содержательной части их службы, так и численному составу.

Результаты. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что органы прокурорского надзора Северного Кавказа не только следили за исполнением российского законодательства, являясь «оком государевым», но и после проведения судебной реформы в России 1864 г. стали неотъемлемым элементом организации и проведения целого ряда уголовных и гражданских процессов, выступая в качестве стороны обвинения в суде. Состязательный процесс с участием прокурора и адвоката стал ярким примером нового пореформенного судебного законодательства, способствующего включению Северо-Кавказского региона в общероссийскую орбиту распространения гражданских прав на местное многонациональное население.

Сохранить в закладках