Архив статей журнала
Обоснована целесообразность обращения к фундаментальным закономерностям преобразования природных и социальных объектов в объяснении перехода одаренности от уровня «природный дар» к уровню «способности». Рассматривается вопрос преобразования малоизученного феномена «дуовекторная одаренность» в контексте более широкого понятия «одаренность». Сделана попытка раскрыть механизмы изменений природного дара ребенка, фундаментальность которых позволяет выдвинуть предположение о том, почему закономерна тенденция видов одаренности проявляться не в единственной сфере деятельности, а, оставаясь взаимосвязанными, образовывать устойчивые дуовекторные пары. Автор уточняет понятия «дуовекторная одаренность», «природный дар», «дуовекторные способности». Трактовки понятия «преобразование» в кибернетике, биологии, психологии, педагогике даны в ракурсе исходных формулировок и в проекции на исследуемый феномен дуовекторной одаренности, в его динамике, различных проявлениях. Показано отсутствие противоречий между научным обоснованием формирующейся концепции преобразования дуовекторной одаренности дошкольников и уже известными научными концепциями феномена «преобразование». Согласно материалам статьи, преобразование природного дара ребенка в дуовекторную одаренность уровня «способности» охарактеризовано как основанный на фундаментальных закономерностях существования сложных объектов и направляемый педагогической технологией процесс изменений поведения, проявляющийся в его переходе на качественно новый уровень в двух взаимосвязанных сферах.