Архив статей журнала

Специальные условия преподавания учебного предмета «Физика» обучающимся с нарушением слуха (2025)
Выпуск: Том 13, № 1 (2025)
Авторы: Николаева Татьяна Вячеславовна, Шустова Софья Андреевна

Введение. В статье рассматриваются вопросы обеспечения специальных условий преподавания учебного предмета «Физика» обучающимся с нарушениями слуха. Представлена характеристика категории обучающихся с нарушениями слуха с точки зрения неоднородности ее состава, особенностей психического развития. Показано значение учебного предмета «Физика» для речевого, когнитивного, личностного развития обучающихся с недостатками слуха. Обосновывается необходимость создания комплекса специальных психолого-педагогических, материально-технических и кадровых условий преподавания физики с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, особенностей их общего и речевого развития. В исследовании авторы опираются на базовые научно-методические положения отечественной научной школы сурдопедагогики. Актуальность исследования определяется необходимостью повышения качества общего образования обучающихся с нарушениями слуха, важностью наиболее полной реализации возможностей данного предмета для качественного образования обучающихся, обеспечения их готовности к профессиональному образованию, овладения жизненными компетенциями.

Материалы и методы. Основными методами исследования являлись: анализ научно-методических материалов по вопросам освоения учебного предмета «Физика» обучающимися с нарушенным слухом и преподавания этого предмета; анализ и обобщение как общих, так и сурдопедагогических методов, приемов, средств, используемых в образовательно-коррекционной работе с обучающимися с нарушенным слухом, получающими образование на уровне основного общего образования.

Результаты исследования. В результате исследования выделены и описаны три группы специальных условий успешной реализации учебной дисциплины «Физика» для обучающихся с нарушенным слухом: материально-технические, психолого-педагогические и кадровые. Данные условия выделены на основе базовых принципов сурдопедагогики и отражают своеобразие применения специальных требований к урокам для детей с нарушенным слухом в случае преподавания естественно-научных дисциплин. Соблюдение описанных требований позволяет направить ресурсы описываемого учебного предмета не только на расширение области предметных знаний обучающихся, но и на удовлетворение их особых образовательных потребностей.

Обсуждение и заключения. Анализ научно-методических материалов показал дефицит исследований, определяющих особенности преподавания предмета «Физика» в школе для детей с нарушениями слуха. Вопросы реализации данных условий на практике составляют предмет для дальнейших исследований, проведения мониторингов и методической работы. Описание авторами условий реализации этого предмета может стать основой как для изучения качества преподавания естественно-научных дисциплин в образовательных организациях, реализующих ФАОП ООО (варианты 1.2; 2.2.1; 2.2.2) для обучающихся с нарушениями слуха, так и для разработки программ по повышению компетенций по реализации адаптированных программ у учителей-предметников.

Сохранить в закладках
Определение специальных образовательных условий обучения предметам естественно-научного цикла школьников с расстройствами аутистического спектра на уровне основного общего образования (2024)
Выпуск: Том 12, № 4 (2024)
Авторы: Либлинг Мария Михайловна, Артемьева Дарья Евгеньевна

Введение. В статье приводятся обоснования необходимости создания специальных образовательных условий для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) в процессе освоения предметов естественно-научного цикла, в частности – физики, в основной школе. На основании анализа научных публикаций рассматриваются психосоциальные особенности и особые образовательные потребности данной категории учащихся на уровне основного общего образования. Определяются специальные условия проведения учебных занятий и практических работ по физике, а также условия проведения оценочных процедур при реализации федеральной рабочей программы основного общего образования «Физика» для обучающихся с РАС.

Материалы и методы. Основой исследования является системно-деятельностный подход, на котором базируется обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности – школьников с РАС. Материалами исследования стали научные публикации, в которых отражены особенности психосоциального развития и особые образовательные потребности детей с РАС, обучающихся в основной школе. Исследовательским методом послужил анализ научных публикаций и нормативных документов, в частности – адаптированной образовательной программы основного общего образования для данной категории учащихся. Результаты анализа научных публикаций были обобщены и структурированы по нескольким направлениям, что позволило формализовать и последовательно представить специальные образовательные условия изучения естественно-научных предметов для школьников с РАС на уровне основного общего образования.

Результаты исследования. На основании анализа особенностей психосоциального развития и особых образовательных потребностей обучающихся с РАС на уровне основного общего образования определены и обоснованы специальные условия проведения учебных занятий и практических работ с данной категорией учащихся в основной школе на уроках физики. Описание специальных образовательных условий структурировано по следующим разделам: пространственно-временные условия, материально-технические, учебно-дидактические, психолого-педагогические и кадровые. В такой же систематике описаны специальные условия проведения оценочных процедур при реализации федеральной рабочей программы основного общего образования «Физика» для обучающихся с РАС.

Обсуждение и заключения. В статье обоснована необходимость создания специальных образовательных условий при изучении предметов естественно-научного цикла, в частности – физики, в основной школе для учащихся с РАС даже в том случае, если они обладают парциальной одаренностью в области естественных наук. Специальные образовательные условия описаны и систематизированы по нескольким разделам, что будет содействовать их реализации в практической деятельности педагогов – преподавателей физики. Обсуждается перспектива исследования, связанная с апробацией выявленного комплекса специальных образовательных условий и экспертной оценкой практиков – учителей физики, работающих в условиях инклюзии в основной школе.

Сохранить в закладках