ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Архив статей журнала

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УНИВЕРСИТЕТОВ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Силакова Любовь Владимировна, Александрова Дарья Дмитриевна, Аксенова Алиса Юрьевна, Николаев Андрей Сергеевич

Проведен анализ практики и результативности коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД) университетов через создание малых инновационных предприятий (МИП). Проведен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы создания и функционирования МИП в Российской Федерации и имеющиеся меры поддержки таких предприятий. Проанализирован зарубежный опыт работы со спин-офф компаниями университетов, которые рассматриваются в качестве аналогов российских МИП, в частности изучена практика США и Великобритании, являющихся странами-лидерами в этом направлении, выявлены факторы, оказывающие влияние на успешность зарубежной практики. Проанализированы тренды создания и эффективности МИП отечественных вузов, сделаны выводы об основных барьерах, возникающих в процессе коммерциализации РИД посредством создания МИП на основе проведенных глубинных интервью с 3 представителями малых инновационных предприятий. На основании анализа данных реестра учета уведомлений о создании МИП российских вузов и предоставленных по запросу данных необязательного мониторинга их эффективности, а также собранной из открытых источников информации выявлены основные проблемы, препятствующие развитию таких форм хозяйствования, в числе которых: наличие бюрократических препятствий, обусловленных действующим законодательством; нехватка кадров; недостаточный уровень стратегического планирования на ранних стадиях процесса коммерциализации РИД через создание МИП; недостаточный уровень методической поддержки развивающихся предприятий; низкий уровень связи университетов с реальным промышленным сектором. Также отмечается необходимость ведения учета о более широком перечне показателей для обеспечения возможности проведения аналитики. Составлены предложения по решению обозначенных проблем через корректировку внутренней работы отечественных университетов.

Сохранить в закладках
ЭКОИННОВАЦИИ КАК ДВИГАТЕЛЬ ПРОДВИЖЕНИЯ БРЕНДА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Мысакова Алина Георгиевна, Дербенева Елизавета Геннадьевна

Актуальность экоинноваций в энергетической отрасли представляют собой новаторские подходы, технологии и решения, которые направлены на снижение негативного воздействия производства, добычи, транспортировки и потребления энергии на окружающую среду. Они включают в себя широкий спектр мер, таких как увеличение энергоэффективности, внедрение возобновляемых источников энергии, разработка технологий захвата и хранения углерода, снижение выбросов вредных веществ. Цель исследования состояла в том, чтобы изучить роль экоинноваций в продвижении энергетических брендов в условиях реализации концепции устойчивого развития. Они позволяют компаниям создавать и продвигать более экологически чистые и эффективные энергетические продукты и услуги, что соответствует растущему спросу рынка. Задачи исследования состояли в том, чтобы доказать ряд гипотез касательно того, что экоинновации способствуют улучшению имиджа бренда, позволяя компаниям ассоциировать свои товары и услуги с заботой об окружающей среде и устойчивым развитием. Кроме того, экоинновации могут способствовать снижению затрат на энергию и ресурсы, что приводит к повышению экономической эффективности компании, делая их более конкурентоспособными на рынке и способствуя их устойчивому развитию. Методология исследования строится на использовании методов эмпирического, статистического и сравнительного анализа. Результаты доказали, что экоинновации выступают двигателем продвижения энергетических брендов, создавая ценность для потребителей, общества и окружающей среды, а также играя ключевую роль в решении проблем изменения климата, снижении выбросов парниковых газов, уменьшении зависимости от нефти и газа, а также в обеспечении устойчивого и экологически безопасного энергетического развития.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ИННОВАЦИОННЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Бикметов Евгений Юрьевич, Бронников Максим Анатольевич, Кузнецова Елена Владимировна

Исследуются социальные и культурные условия интеграции проектного подхода в университетский образовательный и научно-исследовательский процесс. Выводы авторов опираются на результаты проведенного социологического исследования методом сплошного анкетного online опроса студентов 1-4 курсов Уфимского университета науки и технологий, принимающих участие в инновационных проектах. Задачами исследования выступают: выявление отношения студентов к выделенным ключевым факторам успешности инновационных проектов и их готовности учитывать эти факторы в своей будущей проектной деятельности; определение влияния профессионально-трудовой ориентации студентов на отношение к ключевым факторам успешного осуществления инновационных проектов; обоснование и разработка средств и форм развития культуры взаимодействия участников студенческой проектной деятельности в университете. В ходе исследования использовался комплекс индикаторов, описывающих ключевые факторы успешного осуществления инновационных студенческих проектов и измеряющих с помощью шкалы Р. Лайкерта восприятие респондентами этих факторов. Авторы предлагают организовать проектное взаимодействие в следующих направлениях: обеспечение обучения студентов инженерных специальностей основам проектно-управленческой деятельности; получение студентами обязательных навыков командной работы над реальными проектами; ориентация подготовки студентов, в том числе и инженерных специальностей, на развитие личной предпринимательской инициативы; корреляция мер поддержки студенческих инновационных проектов, предоставляемых университетами, с профессионально-трудовой ориентацией студентов. Сделан вывод, что взаимодействие в проектировании имеет духовно-коммуникационную природу, поэтому необходима разработка технологий, средств понимания и взаимопонимания участников, что предполагает подключение культурно-интеллектуального потенциала социума. Указанный подход к проектированию предполагает учет технологии творчества, а также не только рационального, но и морального фактора выбора решений. Проектирование должно включать конструирование оптимального удовлетворения потребностей субъектов преобразовательной деятельности, прогнозирование и оценку последствий управленческих, технических решений при определенном комплексе социальных и культурных условий. Применение коммуникационных средств и форм взаимодействия в студенческой проектной деятельности позволяет формировать компетентного, мотивированного и инициативного конструктора, технолога и проектного менеджера в соответствующих профессиональных отраслях.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ И ИНТЕГРАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Башкуева Елена Юрьевна

Рассмотрены проблемы и перспективы развития инновационной и интегративной медицины в Республике Бурятия, выявленные на основе проведенных автором социологических исследований. Необходимость такого исследования обусловлена малым количеством внедренных инновационных и интегративных проектов в здравоохранении Республики Бурятия по сравнению с другими регионами и недостаточной оценкой эффективности внедряемых технологий со стороны региональных органов управления здравоохранением. Выявлены изъяны организационно-методической работы регионального министерства здравоохранения по содействию инновационному развитию подведомственных медицинских организаций и внедрению медицинских инноваций. Предложено осуществлять мониторинг инновационной деятельности и реализуемых проектов медицинских организаций региона с использованием комплексных социолого-экономических методик. Дана оценка деятельности Центра ядерной медицины как медицинской организации инновационного типа, оказывающей высокотехнологичную медицинскую помощь и Центра восточной медицины как медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь на основе интегративных методов лечения и реабилитации. Определены перспективные инновационные проекты, наиболее востребованные для регионального здравоохранения: совместный с ПАО «Сбербанк» проект «Цифровой ФАП» и система принятия врачебных решений «Электронный клинический фармаколог, апробируемая в ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н. А. Семашко». Представлена экспертная оценка внедрения инновационных технологий диагностики и лечения в ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н. А. Семашко». Сформулированы для регионального министерства здравоохранения и профильных медицинских организаций научно-практические рекомендации по внедрению инновационных и интегративных технологий в региональное здравоохранение с учетом передового мирового и российского опытов.

Сохранить в закладках
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Ронзина Анна Олеговна

Представлен обзор наиболее значимых инновационных методов, форм и принципов обучения, применяемых в современных школах, и осмысление проблем, связанных с необходимостью их применения, внедрением в образовательный процесс, а также их эффективностью. Рассмотрены актуальные инновационные методы обучения, распространенные в современной школе и других образовательных и воспитательных учреждениях. Обобщен ряд тенденций в образовании, возникших в условиях современных вызовов, включая пандемию COVID-19 и всеобщую цифровизацию образования. Представлены новые теоретические подходы к оценке качества образовательного процесса, показана связь содержания образования с социально-экономическими тенденциями. Особое внимание уделено компенсации образовательных пробелов, возникших из-за перехода на дистанционное обучение, и включению недостающих компонентов в учебные программы. Рассмотрен вопрос о значении формирования у учащихся критического мышления как неотъемлемого элемента современного образования. Приведены варианты совмещения разных инновационных форм обучения, в частности, гибридное и смешанное обучение. Представлено обоснование необходимости метапредметного подхода к любым формам образовательного процесса. Обращено внимание на проблему квалификации педагогов и их роли в образовательных процессах в связи с изменившимися условиями, которые диктуют как внешние факторы, так и внутренние сложности в системе образования, связанные с повсеместной цифровизацией и необходимостью своевременной переподготовки кадров. Проведен всесторонний обзор современных вызовов в образовательной сфере и теоретически обоснована необходимость внедрения инновационных подходов для успешного развития образования и общества в целом.

Сохранить в закладках