Архив статей журнала
В статье исследуется проблема влияния санкций на национальную систему университетского образования и академической науки России. Актуальность темы обусловлена тем, что санкционное давление Запада распространилось не только на финансово-экономическую сферу, но и на гуманитарные аспекты развития страны, в частности на систему высшего образования. До недавнего времени российское образование развивалось в русле глобализации, а в процессе отказа от этой парадигмы столкнулось с рядом ограничений. Автор отмечает, что санкции не смогли оказать существенного прямого воздействия на систему университетского образования, однако их влияние на состояние российской науки и образования носит многогранный характер. Для системного представления ситуации в статье применяется методология SWOT-анализа, позволяющая структурировать последствия, возникающие в системе академической науки и высшего образования под воздействием санкций. Проведенный анализ показал, что санкции в отношении национальной системы университетской науки и образования несут в себе отложенные риски и косвенно влияют на социально-экономическую систему, а также на обороноспособность государства. В статье представлены рекомендации, которые, по мнению автора, должны лечь в основу антисанкционной политики России в сфере образования. В их числе переход к этапу «индустриализации образовательной системы», создание национальной научно-производственной базы для снижения импортозависимости университетского образования от зарубежных технологий; использование потенциала различных институциональных структур для организации межвузовского сотрудничества; переосмысление исторического опыта российской педагогики высшей школы с целью обеспечения реальной суверенизации национальной системы университетского образования.
В статье выполняется анализ динамики развития среднего профессионального образования как важного фактора социально-экономического регионального роста. Автор рассматривает различные корреляции между СПО и сценариями регионального развития, описывает различные составляющие концепции развития СПО на примере Иркутской области. В статье показано, что система среднего профессионального образования может выступать и драйвером социально-экономической трансформации области, и возможным механизмом решения проблем, связанных с зависимостью от традиционного сырьевого сценария развития региона.
С 2022 г. в России реализуется комплекс мер, направленных на укрепление суверенности национальной системы общего образования. Однако процесс суверенизации образовательной системы стал мишенью внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия. В статье авторы выделяют применяемые технологии внешнего информационного давления на суверенизацию системы общего образования в России и отмечают, что внешние сетевые акторы используют спектр манипулятивных технологий, которые подобраны в зависимости от целевой группы информационного воздействия. В статье отдельно рассматриваются визуальные технологии манипулятивного характера, такие как мемы, направленные на дискредитацию инструментов формирования суверенной системы образования.
В статье автор рассматривает и обосновывает основополагающие принципы реформирования образовательной системы в России. Они определяются на основе историко-ретроспективного анализа отечественного и зарубежного опыта, а также развития современных образовательных процессов, к которым можно отнести принципы исторической преемственности, государственной детерминации и целеполагания. Автор раскрывает содержание каждого из указанных принципов и доказывает целесообразность их применения в современных условиях модернизации российского образования.
В статье рассматривается значение образования в развитии самозанятости населения на примере Республики Бурятия. Авторы анализируют особенности рынка труда и экономической активности в регионе, подчеркивая важность образования как ключевого фактора, влияющего на выбор и успешность самозанятости. Исследование базируется на статистических данных и результатах социологического опроса с представителями самозанятого населения. Особое внимание уделено уровню профессиональной подготовки, наличию предпринимательских навыков и их влиянию на устойчивость и перспективность самозанятости. Авторы выявляют основополагающие проблемы и барьеры, связанные с образованием, и приходят к выводу, что образование играет важную роль в развитии самозанятости и тем самым способствует улучшению экономической среды и повышению уровня занятости в Республике Бурятия.
В статье рассматриваются перспективы негосударственного образования в России. Образование является важнейшим социальным лифтом в жизни каждого человека в России. Негосударственное, частное образование появилось в период перестройки, в конце 1980-х гг. Но лишь после принятия Закона об образовании в 1992 г. негосударственное образование в России получило правовое обоснование. С тех пор в течение 30 лет негосударственное образование в России развивается, что привело к тому, что в 2023/2024 уч./г. крупнейшим университетом России впервые стал негосударственный вуз - Университет «Синергия». В данном исследовании используется сравнительно-исторический и прогностический методы. Школьное образование в России формирует знания, умения и навыки обучающихся для сдачи основного и единого государственных экзаменов (ОГЭ и ЕГЭ). Негосударственное среднее профессиональное и высшее образование в России справляются с данной проблемой. Государственное и негосударственное образование в России имеют своих сторонников, свои возможности и перспективы. Их задача заключается в том, чтобы выявить свои возможности и перспективы и повысить эффективность всей системы образования в России.