Архив статей журнала
Создание Зангезурского коридора представляет собой сложный геополитический процесс, который выходит за рамки простого инфраструктурного проекта и является отражением геополитической конкуренции Ирана и стран НАТО на Кавказе. На протяжении многих лет Турция стремится изменить баланс сил на Кавказе, продвигая политику блока НАТО в регионе. Страны военно-политического блока не хотят учитывать важный факт, что государства Южного Кавказа являются постсоветским пространством, и данный регион граничит с Российской Федерацией. Азербайджан и Турция рассматривают коридор как стратегический инструмент для региональной интеграции и укрепления своих геополитических позиций. Армения, напротив, воспринимает данный проект как угрозу территориальной целостности, что еще больше обостряет конфликтную динамику в двусторонних отношениях с Азербайджаном. В свою очередь, Иран находится в оппозиции по отношению к геополитическим планам Азербайджана и Турции, т. к. опасается изменения регионального транзитного порядка и ослабления собственных позиций на Южном Кавказе. И тут важно обозначить, что Российская Федерация является единственной страной, которая имеет моральные и политические основания участвовать в региональных процессах Южного Кавказа: Россия стремится сохранить стратегическое равновесие на Южном Кавказе, минимизируя уровень эскалации в регионе, а также является единственной страной, которая обладает высоким уровнем профессионализма в ведении миротворческих миссий и поиске путей по стабилизации политических процессов в регионах.
Актуальность статьи обусловлена тем, что в рамках трансформаций российской государственности важным этапом политического прошлого выступал советский период. При всех структурных, функциональных, политико-культурных и других изменениях политической системы России (включая избирательную), которая в начале 1990-х гг. начала процесс своей режимной перестройки, полностью исключить ситуацию преемственности было нельзя. Она обусловлена как элементами традиций и норм, сохраняющихся в политической культуре, так и эффективностью определенных управленческих практик, которые действуют в рамках определенных национальных общностей, что предполагает их адаптацию и использование в современных политических реалиях. Соответственно, цель работы заключается в определении советского влияния на современную практику избирательных процессов. Результаты ее осуществления включают решение таких задач, как обозначение ситуации преемственности советского прошлого в современной избирательной системе РФ и демонстрация практик, используемых современными российскими политическими партиями, имеющих историческую обусловленность советского периода. Методологическую основу работы сформировали историко-культурный и структурно-функциональный подходы.
В статье рассматривается эволюция киргизско-российского сотрудничества в 2005-2010 гг. Помимо политического, экономического взаимодействия активно развивалось сотрудничество в сфере безопасности и противодействия угрозам. Актуальность данной темы обусловлена геополитической значимостью Центральной Азии для Российской Федерации, важностью обмена информацией и сотрудничества между спецслужбами двух государств для обеспечения безопасности как в Центральной Азии, так и на территории СНГ. В научный оборот вводятся новые источники из Архива Президента Кыргызской Республики.