Архив статей журнала

ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ, ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ И НАУКИ В РОССИИ (2025)
Выпуск: Том 33 № 4 (2025)
Авторы: Симоненков Виктор Сергеевич

В статье исследуется проблема влияния санкций на национальную систему университетского образования и академической науки России. Актуальность темы обусловлена тем, что санкционное давление Запада распространилось не только на финансово-экономическую сферу, но и на гуманитарные аспекты развития страны, в частности на систему высшего образования. До недавнего времени российское образование развивалось в русле глобализации, а в процессе отказа от этой парадигмы столкнулось с рядом ограничений. Автор отмечает, что санкции не смогли оказать существенного прямого воздействия на систему университетского образования, однако их влияние на состояние российской науки и образования носит многогранный характер. Для системного представления ситуации в статье применяется методология SWOT-анализа, позволяющая структурировать последствия, возникающие в системе академической науки и высшего образования под воздействием санкций. Проведенный анализ показал, что санкции в отношении национальной системы университетской науки и образования несут в себе отложенные риски и косвенно влияют на социально-экономическую систему, а также на обороноспособность государства. В статье представлены рекомендации, которые, по мнению автора, должны лечь в основу антисанкционной политики России в сфере образования. В их числе переход к этапу «индустриализации образовательной системы», создание национальной научно-производственной базы для снижения импортозависимости университетского образования от зарубежных технологий; использование потенциала различных институциональных структур для организации межвузовского сотрудничества; переосмысление исторического опыта российской педагогики высшей школы с целью обеспечения реальной суверенизации национальной системы университетского образования.

Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ И ПРОИСХОДЯЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ МАЛЫХ ГОРОДОВ (2025)
Выпуск: Том 33 № 4 (2025)
Авторы: Воропаева Ася Васильевна, Коростелева Лариса Юрьевна

Актуальность статьи связана с изменениями государственной политики по приоритетам пространственного развития России в сторону малых городов и сельских поселений. Новые национальные проекты ставят перед ними трудные задачи в силу недостаточного числа профессиональных работников по реализации государственных политических вопросов. Авторы анализируют системные меры, принятые для решения поставленных проектами задач в Дальневосточном федеральном округе, в т. ч. ключевой проблемы - демографической, с чем связан продолжающийся миграционный процесс. Показаны социальные проблемы Приморского края, в частности в малых городах Спасск-Дальний и Большой Камень, потери населения из-за миграционных процессов, требующих наличия приоритетных проектов по модернизации инфраструктуры. Авторы обращают внимание на значение и недостатки специально разработанного Индекса качества городской среды. В век технологий особо отмечается необходимость в регионах новой культуры управления, его эффективность, ответственность. Авторы выдвигают суждение об изменениях в молодежной политике, предлагают возможные решения проблем образования в малых городах и на селе. Результаты исследования могут быть рекомендованы управленческим структурам регионов.

Сохранить в закладках
ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕРНИЗАЦИИ (2025)
Выпуск: Том 33 № 3 (2025)
Авторы: Хриенко Татьяна Викторовна

В статье автор рассматривает и обосновывает основополагающие принципы реформирования образовательной системы в России. Они определяются на основе историко-ретроспективного анализа отечественного и зарубежного опыта, а также развития современных образовательных процессов, к которым можно отнести принципы исторической преемственности, государственной детерминации и целеполагания. Автор раскрывает содержание каждого из указанных принципов и доказывает целесообразность их применения в современных условиях модернизации российского образования.

Сохранить в закладках
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДНОСТЕЙ КНР: ОПЫТ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ (НА МАТЕРИАЛЕ ВНУТРЕННЕЙ МОНГОЛИИ) (2025)
Выпуск: Том 33 № 2 (2025)
Авторы: Актамов Иннокентий Галималаевич

Исследование посвящено историческому анализу основных принципов образовательной политики руководства КНР в отношении малочисленных народностей. Выявлено, что национальная политика Китая в отношении неханьских народов имеет глубокие корни, и основные ее принципы были приняты за основу в условиях КНР. Особый подход к реализации национальной политики был разработан в сфере образования, который получил название позитивной дискриминации. В рамках данной статьи предпринята попытка выявить основные результаты образовательной политики руководства КНР в отношении малочисленных народностей на примере первой национальной автономии - Внутренней Монголии. Автор выдвигает предположение, что постепенное сворачивание преференциальной политики является закономерным результатом консолидации малочисленных народностей Китая в единую нацию.

Сохранить в закладках
РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В УСПЕШНОСТИ САМОЗАНЯТЫХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ) (2025)
Выпуск: Том 33 № 2 (2025)
Авторы: Бадараев Дамдин Доржиевич, Михалёв Артем Алексеевич

В статье рассматривается значение образования в развитии самозанятости населения на примере Республики Бурятия. Авторы анализируют особенности рынка труда и экономической активности в регионе, подчеркивая важность образования как ключевого фактора, влияющего на выбор и успешность самозанятости. Исследование базируется на статистических данных и результатах социологического опроса с представителями самозанятого населения. Особое внимание уделено уровню профессиональной подготовки, наличию предпринимательских навыков и их влиянию на устойчивость и перспективность самозанятости. Авторы выявляют основополагающие проблемы и барьеры, связанные с образованием, и приходят к выводу, что образование играет важную роль в развитии самозанятости и тем самым способствует улучшению экономической среды и повышению уровня занятости в Республике Бурятия.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О ПРИНЯТИИ ПОПРАВОК К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (2025)
Выпуск: Том 33 № 1 (2025)
Авторы: Гуляев Андрей Анатольевич

В данной статье проводится исследование поправок к федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», принятых Государственной думой 6 декабря 2023 г. Поправки к данному закону были приняты в связи с развитием технологий, ростом конфликтных ситуаций между педагогами и учащимися, ростом конфликтных ситуаций между учащимися, требованиями к трудовому воспитанию учащихся, воспитанию патриотизма в молодежной среде, обеспечению большего доступа к образовательным услугам для учащихся с ОВЗ. 29 февраля 2024 г. законопроект о единых подходах к образованию детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов был принят в 1-м чтении. 27 февраля 2024 г. было решено размещать флаг РФ во всех образовательных учреждениях.

Сохранить в закладках