Архив статей журнала

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: МИФОЛОГЕМЫ ЗАПАДНОГО НАУЧНОГО КОНТЕНТА (2023)
Выпуск: № 1 (95) (2023)
Авторы: Дыдров Артур Александрович

Введение. Искусственный интеллект является трендом НБИК-конвергенции и инфотехнологий в частности. С 70-х гг. XX в. он выступает в качестве предмета интенсивных дискуссий в научном сообществе. Непосредственным показателем значимости темы выступает публикационная динамика и ежегодный прирост числа индексируемых статей. Согласно статистике, западные общественные науки находятся в пятерке отраслевых лидеров.

Цель статьи - аналитика базы данных Scopus и определение ключевых мифологем научного дискурса social sciences (в сфере искусственного интеллекта). Последние выходят за границы научно-исследовательских норм и стандартов и выражают нерефлексируемые исследовательские интенции.

Методы. Референтная база научных статей включает в себя труды, опубликованные в течение десятилетия (2010-2020 гг.). В качестве методов были использованы методы обнаружения вербальных маркеров и контент-анализ. При этом ставка преимущественно делалась не на количественную, а на качественную аналитику. Основанием для выбора маркеров служила частотность их употребления в аннотациях (abstracts), заголовках (titles) и ключевых словах (keywords). Выборка вербальных маркеров производилась в соответствии с двумя условно обозначенными категориями: «тренды», или частотные инженерно-технические и социальногуманитарные термины, выражающие направленность научно-исследовательских практик и «мифологемы», или элементы вторичной семиотической системы. Научная новизна исследования. Научная новизна обусловлена спецификацией предмета исследования. На Западе активно развивается направление т. н. «технологической мифологии », в фокусе внимания которой находятся преимущественно дискурсы искусства и идеологических документов. Аналитика научного контента позволяет снять сложившиеся исследовательские ограничения предмета и обозначить перспективы для дальнейшего изучения современной мифологии. Контент-анализ позволил обозначить некоторые предельно общие формулировки технологических мифологем, которые могут уточняться и конкретизироваться.

Результаты. По результатам исследования произведена дескрипция трех метатрендов - технологического, социального и антропологического. Перечислены все ключевые направления в границах каждого тренда. При этом утверждается, что антропотренд имеет в дискурсе западных общественных наук сравнительно меньший удельный вес. В качестве дискуссионного аспекта исследования выявлено и условно обозначено пять научных мифологем. Предлагаются интерпретации и характерные примеры функционирования каждой.

Выводы. Технологический тренд конституируется данными технических наук и инженерными разработками с социальной направленностью Социотренд определяется спектром областей применения технологий. Сделан вывод о диффузии двух трендов и обслуживающих эти тренды дискурсов. В дискурсивном плане технотренд служит конструированию строго научного дискурса, основанного не на абстрактных, а на конкретных и точных пропозициях. Особое внимание уделяется дискурсивному мейнстриму «смартизации», характерному для научного контента второго десятилетия XXI в. Сделан акцент на антропологических рисках экстраполяции «смартизации» на специализированные практики.

Сохранить в закладках
ВООБРАЖЕНИЕ И МАСТЕРСТВО VS КОМПЬЮТЕРНЫЕ АЛГОРИТМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА (2024)
Выпуск: № 2 (100) (2024)
Авторы: Уймина Ольга Ивановна

В эстетической теории выделяются разные подходы к пониманию чувственного и логического. Автор согласен с теорией И. Канта, что чувственное восприятие субъективно и воображению даётся возможность придумывать вымышленных персонажей, которых не существует в реальной жизни. Цифровые технологии позволяют оживить и ввести в художественный спектакль таких персонажей. Такой процесс становится возможным с помощью компьютерных алгоритмов, которые используются при создании арт-практик. Существует множество противоречивых публикаций, где отсутствует понимание технологического процесса поставленной задачи, например, о том, что можно написать программу, которая по картинкам «обучит машину эстетике». Поэтому автор статьи обращается к трем технологическим решениям (виртуальная реальность, дополненная реальность, ИИ основанный на данных) и рассматривает на примере существующих программ и приложений, как происходит процесс взаимодействия компьютерных алгоритмов художественного творчества с воображением и мастерством постановщиков сценического искусства (спектакль, опера, хореография). Данный вопрос автор решает в рамках алгоритмической эстетики, которая рассматривает процесс коммуникации, но в отличие от теории медиа, рассматривает процесс обмена информации в двоичном коде. Алгоритмы, по которым работают написанные программы, не создают «кодовый дух», а позволяют создавать инструменты художественного творчества и развивать мастерство талантливых людей.

Сохранить в закладках
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И ЦИФРОВАЯ СРЕДА (МЕЖДУ ПОЗИТИВОМ И ДЕСТРУКЦИЕЙ): ПО МАТЕРИАЛАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (21-23 НОЯБРЯ 2023 ГОДА, ГОРОД ЧЕЛЯБИНСК, РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ) (2024)
Выпуск: № 1 (99) (2024)
Авторы: Салганова Елена Ивановна, Бредихин Сергей Сергеевич, Морозова Анна Анатольевна, ПЕННЕР РЕГИНА ВЛАДИМИРОВНА, Щетинина Елизавета Витальевна

Статья посвящена обзору и анализу итогов VIII Международной научно-практической конференции «MEDIAОбразование. Цифровая среда: между позитивом и деструкцией 2023», состоявшейся 21-23 ноября 2023 г. на базе Челябинского государственного университета при поддержке Главного управления молодежной политики Челябинской области в рамках реализации регионального Плана Десятилетия науки и технологий в Российской Федерации на территории Челябинской области.

Сохранить в закладках
ИСКУССТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНОСТЬ КАК ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ФОРМА «НОВОЙ НОРМАЛЬНОСТИ» (2025)
Выпуск: Т. 22 № 1 (2025)
Авторы: Антонова Наталья Викторовна

В статье исследуется сущность искусственной социальности как потенциальной формы «новой нормальности», а также описываются возможные антропологические трансформации в новой социальной реальности. Понятие «новой нормальности » как кризисного состояния общества раскрывается через экономические, политические и социально-культурные аспекты, указываются ее ключевые особенности. Сквозь призму последних анализируется особая форма социальности, формирующаяся в цифровом обществе, называемая «искусственной социальностью». Для этой цели рассматриваются основные риски, связанные с внедрением технологий искусственного интеллекта (включая его гибридные формы при интеграции с другими цифровыми технологиями) в социальной, политической и экономической сферах, отмечается их схожий характер и способность воспроизводить сущностные характеристики «новой нормальности». Дается общее описание сути явления искусственной социальности, обозначаются ее основные черты и отмечается, что искусственная социальность обладает всеми чертами «новой нормальности » в ее кризисном значении. Также в статье описываются антропологические трансформации, потенциально возможные в искусственной социальности, сущность которых определяется в контексте взаимодействия человека с искусственным интеллектом и другими цифровыми технологиями. Делается вывод о маргинальном положении «человека разумного» в среде искусственной социальности. В заключении отмечается, что искусственная социальность пока только формируется, а значит, есть возможность избежать кризиса при условии равноправного сотрудничества человека и искусственного интеллекта.

Сохранить в закладках