Архив статей журнала

Психотехники диагностики профессиональных типов в условиях цифровизации (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Рубцова Надежда Евгеньевна, Леньков Сергей Леонидович

Современные профессиональные реалии, в которых нейросети генерируют код, а VR-терапевты корректируют психические состояния, ставят под сомнение адекватность традиционных классификаций профессий. В данном контексте предметом исследования выступает разработка психотехник диагностики профессиональных психотипов, учитывающих цифровизацию всех сфер труда. Основная научная задача заключается в модернизации авторской психологической типологии профессий путем введения параметра цифровой интеграции и создания соответствующих диагностических инструментов. Исходим из предположения, что такой подход не только сохранит базовые принципы классификации, но и позволит отразить новые гибридные формы профессиональной деятельности, возникающие на стыке цифровых и традиционных компетенций, что в конечном итоге обеспечит релевантную оценку профессиональных характеристик в условиях современной цифровой среды. Методология исследования органично сочетает классические подходы психологии труда с современными цифровыми концепциями. Междисциплинарный синтез объединил достижения когнитивной психологии, нейронауки, антропологии цифрового труда. Последовательно реализован методологический принцип исследования - диалектическое сочетание преемственности и изменчивости в эволюции профессиональных психотипов. Сохранена базовая структура авторской психологической типологии (21 психотип) с добавлением цифрового параметра. Научная новизна заключается в создании и валидизации авторских диагностических инструментов - модифицированного опросника профессиональной направленности и новой методики оценки цифровой вовлеченности. Проведенная на репрезентативной выборке (903 респондента) психометрическая проверка, включавшая конфирматорный факторный анализ, подтвердила высокую надежность и валидность методик. Особым вкладом стало обоснование параметра цифровой интеграции, который позволил выявить различные типы профессиональной адаптации к цифровой среде и зафиксировать новые гибридные формы профессиональной деятельности (аудиторы этики ИИ, медиаторы киберконфликтов), сохраняющие ядро традиционных метатипов при обновлении содержания деятельности. Сохраняя связь с традиционными профессиональными типами, они демонстрируют новое содержание деятельности, отражающее современные требования цифровой экономики. Практическая значимость исследования проявляется в создании эффективного диагностического инструментария, позволяющего оценивать уровень цифровой готовности специалистов, прогнозировать возможные кризисы профессиональной идентичности и разрабатывать персонализированные программы развития. Применение разработанных методик в организационной практике открывает новые возможности для кадровой работы, включая оценку цифровых компетенций, проектирование индивидуальных траекторий профессионального роста, оптимизацию процессов подбора персонала и профилактику профессиональной дезадаптации в условиях цифровой трансформации

Сохранить в закладках
Сущность метаресурса жизненной успешности и его взаимосвязь с личностными ресурсами конструктивной жизни у сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: СЕМЕНОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Актуальность исследования метаресурса жизненной успешности и его взаимосвязи с ресурсами конструктивной жизни у сотрудников органов внутренних дел обусловлена рядом взаимообусловливающих факторов: необходимостью выявления и исследования таких личностных ресурсов, которые бы помогали современному человеку осуществлять конструктивную жизнь в современных условиях, перспективностью развития ресурсного подхода в психологии труда; необходимостью изучения ресурсных возможностей личности сотрудников органов внутренних дел в условиях современной реальности в связи с повышающимися требованиями к их профессиональной служебной деятельности. В статье представлено понимание и структурно-функциональная организация метаресурса жизненной успешности личности, обоснована его акцепторная функция. Уделено внимание системе личностных ресурсов, представлена точка зрения на организацию ресурсов конструктивной жизни личности. В исследовании приняло участие 892 сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, из них 388 женщин и 504 мужчины. Диагностические методики направлены на измерение таких ресурсов конструктивной жизни личности, как: мотивационные и психологические состояния; интегративные личностные характеристики, способствующие эффективному и успешному преодолению жизненных трудностей; характеристики субъектности. Основные результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что метаресурс жизненной успешности, как сложное многокомпонентное интегративное образование, имеет устойчивые взаимосвязи со многими показателями личностных ресурсов конструктивной жизни в исследуемой выборке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. В результате проведения корреляционного анализа установлено большое количество значимых взаимосвязей компонентов метаресурса жизненной успешности с показателями личностных ресурсов конструктивной жизни. При этом компонент эмоциональные переживания (в частности, нравственные и бытийные переживания) имеет наименьшее количество значимых корреляций с показателями ресурсов конструктивной жизни. Метаресурс жизненной успешности, как сложное многокомпонентное интегративное образование, имеет устойчивые взаимосвязи со многими показателями личностных ресурсов конструктивной жизни в исследуемой выборке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Это позволяет сделать предположение о наличии в системе ресурсов респондентов определенных «ядерных» связей, которые участвуют в организации конструктивной жизни. Новизна и значимость полученных в представленном исследовании результатов заключается в том, что предложено понимание метаресурса жизненной успешности, основной функцией которого является акцепторная.

Сохранить в закладках
Психологические предикторы панических атак при нарушениях сна (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Величко Юлия Александровна, Стоянова Ирина Яковлевна, Кузьмина Анна Сергеевна

Актуальность исследования определяется распространенностью панических атак, их негативным влиянием на здоровье и качество жизни, а также необходимостью выявления психологических факторов, способствующих ночным приступам паники, которые в настоящее время остаются недостаточно изученными. В последнее время наблюдается увеличение числа больных с синдромом панических атак, в том числе подростков и студентов, что затрудняет процесс обучения и в целом снижает качество жизни и здоровья. Целью данного исследования является выявление индивидуально-психологических особенностей пациентов с паническим расстройством в качестве психологических предикторов ночных панических атак для повышения эффективности психологической помощи. Объектом исследования выступает клиничко-психологические особенности панического расстройства. Предметом исследования являются психологические предикторы панических атак при нарушениях сна. В исследовании участвовали 29 пациентов с установленными диагнозами «Паническое расстройство» (F41.0) и агарофобия (F40.0) в возрасте 21-43 лет. Длительность панических атак от одного года до двенадцати лет. Методы исследования: методы клинико-психологической диагностики (анкетирование, тестирование, проективные методы), методы математической статистики. Результаты исследования показали, что для пациентов с частыми приступами паники в ночное время характерно более тревожное переживание болезни, сопровождающееся выраженными страхами перед приступами паники, тревоге за свое будущее и отношением к социальному окружению как основному источнику тревоги, чем пациентов с редкими приступами паники в ночное время. Для пациентов с частыми приступами паники в ночное время характерно более выраженное смещение локуса контроля в сторону экстернальности в области межличностных отношений и в отношении здоровья. Для пациентов с частыми приступами паники в ночное время характерна интрапсихическая направленность личностного реагирования на болезнь, тогда как для пациентов с редкими приступами паники в ночное время характерна внутренняя картина болезни без выраженных нарушений психической и социальной адаптации. Перспективы исследования связаны с расширением выборки в аспекте изучения проявления панических атак у учащейся молодежи, проявлений совладающего поведения, а также создания комплексных программ психологической помощи и профилактики нарушений психического здоровья.

Сохранить в закладках
Закономерности и противоречия развития цифровой информационной культуры личности обучающегося (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Флеров Олег Владиславович

Объектом исследования в настоящей статье выступает диалектика развития цифровой информационной культуры личности обучающегося, предметом - её общие и специфические закономерности и противоречия. Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях проникновения цифровой среды в жизнь людей на всех уровнях актуализируются вопросы развития цифровых качеств личности в том числе и в учебном процессе как уровне отдельных навыков, так и более сложных дидактических единиц. Цель исследования состоит в раскрытии закономерностей и противоречий влияния современной цифровой среды на информационную культуру личности как педагогически рассматриваемое и формируемое качество. Исследование основано на положениях фундаментальных работ, выдвинувших понятие информационной культуры в социальном и позже в педагогическом понимании на фоне эпохи компьютеризации, а также современных трудов, рассматривающих информационную культуру личности с междисциплинарных гуманитарных позиций. Основным методом исследования выступает диалектический анализ, позволяющий сопоставлять различные факторы развития цифровой информационной культуры личности; метод абстрагирования, позволяющий говорить о влиянии информации на развитие человека без привязки к её содержанию, и метод синтеза, благодаря которому формируются понимания разрешения возникающих противоречий. В работе обосновывается понимание цифровой информационной культуры как нового видового качества личности по сравнению с информационной культурой в традиционном понимании. Подчёркивается усиление влияния стихийной внеинституциональной информационной среды на интеллектуальные процессы обучающегося. Рассматриваются возможности разрешения обозначенных противоречий в условиях педагогического процесса. В результате исследования делается вывод о соответствии закономерностей и противоречий общей диалектике педагогического процесса, при которой взаимодействует индивидуальность человека и массовость образования, в том числе цифрового в современном контексте. Новизна работы заключается в рассмотрении развития информационной культуры с обобщённо-теоретических позиций влияния цифровой информации на обучающегося в условиях педагогических взаимодействий в противовес традиционно принятому рассмотрению формирования конкретных качеств с акцентом на технологическую сторону процесса.

Сохранить в закладках
Психологические аспекты использования цифровых образовательных технологий (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Глушкова Светлана Александровна

В статье анализируются эффекты цифровой среды в системе современного образования. Изучаются документы, регламентирующие деятельность субъектов образовательного процесса в условиях использования цифровой среды. Приводятся вариативные мнения ученых о проблеме психологического влияния цифровой среды на подростков поколения альфа. Приводятся оценка целесообразности применения виртуальной среды и учет негативных психологических последствий. Целью данной статьи является изучение проблемы психологических эффектов на подростков в условиях применения цифровых образовательных ресурсов. Тема статьи является актуальной в связи с требованиями законодательства в области образования. Развитие рыночных отношений приводит к необходимости формирования навыков электронной коммуникации начиная со школьной скамьи. Школьная система образования должна отражать реальные потребности современного общества, поэтому внедрение и грамотное использование цифровых ресурсов поможет реализовать требующиеся нормативы в области интернет-коммуникаций. Научно-исследовательское изучение проводится в соответствии с принципами психологических наук. Базовой детерминантой в работе является процесс коммуникации между пользователями в среде интернет-технологий. В свою очередь конкретным методом исследования содержательных данных цифровизации современного образования является общенаучный анализ исследования по проблеме психологических аспектов в условиях реализации цифровой образовательной среды. Проведенный теоретический анализ демонстрирует выявление амбивалентного эффекта для пользователей цифровой среды. Примечательным является трансформация пространственно-временных особенностей онлайн коммуникации, искажение реальности и формирование предпочитаемого образа жизни за счет нигилизма существующих общественных ценностей и предпочтение в выборе авторитетов их круга публичных личностей. Результаты исследования сигнализируют о необходимости формирования психологической поддержки с целью минимизировать отрицательное влияние виртуального мира на неокрепшую личность подростков. Подростковая лабильность приводит к формированию негативных характеристик, сказывающихся на процессе коммуникации. взаимодействие может становится обезличенным, лишенным смысловых контекстов. Следует придерживаться норм нетикета и осознавать релевантность изучаемой информации. Предполагается создание благоприятной атмосферы внутри цифрового образовательного пространства и своевременное оказание психологической поддержки в случае получения негативного опыта.

Сохранить в закладках
Цвет как фактор проектирования образовательной среды: обзор исследований (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Воробей Анна Сергеевна

Цвет в образовательной среде может как направлять внимание обучающегося, так и создавать нерелевантную учебным задачам когнитивную нагрузку. В этой работе обозреваются данные, опубликованные за последние десять лет, по проблеме поиска взаимосвязи между цветовым оформлением образовательных пространств и различными психическими и когнитивными характеристиками учащихся. Проблема исследования заключается в том, что контекст и среда современного обучения претерпевают значительные изменения, оказывая влияние на психическое состояние, когнитивные способности и образовательную успешность школьников и студентов. Целью работы являются сбор и систематизация знаний, определение тенденций и новых направлений в исследованиях цвета в образовательном пространстве, обзор перспективных идей для определения вектора дальнейшего изучения научной проблемы и прикладного применения полученных результатов. Особое внимание удаляется гибридному характеру современной образовательной среды. В процессе работы использовались методы сравнительного анализа, систематизации и обобщения. Были выделены две группы работ: исследования воздействия цвета в физической образовательной среде и в цифровом пространстве. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на русском языке были проанализированы научные публикации по проблематике цветового оформления образовательных пространств в контексте возможного влияния на эффективность обучения. На основе проведенного анализа были сформулированы следующие выводы: 1. Контекст обучения, где перед человеком стоят познавательные цели, в исследованиях цвета зачастую остается за рамками исследовательских задач. 2. Полученные в анализируемых работах результаты пока не дают возможности сделать окончательные выводы о влиянии цвета в образовательной среде на когнитивные способности, успешность и эмоции обучающихся. 3. За пределами исследовательского интереса остается обширный контекст современной образовательной среды. Накопленные данные о цветовом оформлении учебных классов видятся мало информативными в текущих условиях обучения, когда переход между цифровыми и физическими средами осуществляется все чаще и быстрее. 4. В силу методологических и ресурсных ограничений в фокус внимания исследователей попадают лишь определенные свойства цвета и ограниченная часть цветового спектра. 5. Мало данных для получения выводов о возрастной, гендерной и социокультурной специфике восприятия и роли цвета в образовательной среде.

Сохранить в закладках
Особенности проявления самодетерминации и контроля поведения студентами первого и третьего курсов (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Поляков Александр Сергеевич, Груненкова Екатерина Викторовна

Предметом данного исследования являются особенности проявления самодетерминации и ее взаимосвязи с контролем поведения у студентов первого и третьего курсов. Авторы подробно рассматривают теоретические основы самодетерминации в рамках теории Деси и Райана, включая базовые психологические потребности (автономия, компетентность, принадлежность). Особое внимание уделяется сравнительному анализу показателей самодетерминации и поведенческого контроля у студентов разных курсов. Авторы исследуют, как изменяются эти показатели в процессе обучения, и выявляют статистически значимые различия между группами. Показано, что студенты первого курса демонстрируют более высокий уровень автономии и волевого контроля, в то время как у третьекурсников наблюдается повышенная тревожность при совершении ошибок. Особый акцент делается на выявленных корреляциях между автономией и эмоциональным контролем, а также между тревожностью и чувством принадлежности. Эти результаты имеют важное значение для понимания психологических механизмов адаптации студентов к учебному процессу. Выборку исследования составили 41 студент в возрасте от 17 до 21 года. Психологические методики: Шкала удовлетворения базовых психологических потребностей (M. Gagne), опросник Контроль поведения (Е. А. Сергиенко и др.) и Шкала направленности мотивации при совершении ошибки (K. Schell). Методы математической статистики: критерий Манна-Уитни и корреляционный анализ Спирмана. Новизна исследования заключается в комплексном изучении связи между уровнем самодетерминации, контролем поведения и отношением к совершаемым ошибкам у студентов первого и третьего курсов. Впервые выявлены различия в проявлении автономии, компетентности и принадлежности у первокурсников и третьекурсников, а также установлены их корреляции с эмоциональным и волевым контролем. Основными выводами проведенного исследования являются: у студентов первого курса показатели автономии и волевого контроля выше, чем у третьекурсников, что может быть связано с адаптацией к учебной среде; уровень самодетерминации коррелирует с эмоциональным контролем и мотивацией при совершении ошибок, но не зависит от возраста студентов; выявлена обратная связь между автономией и тревожностью по поводу ошибок, что подчеркивает важность развития самодетерминации для снижения стресса. Результаты исследования могут быть использованы для разработки стратегий поддержки студентов в процессе обучения.

Сохранить в закладках
Переживание одиночества: философско-психологический анализ феномена (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Хороших Павел Павлович, Кравцова Юлиана Владимировна

Исследование посвящено изучению феномена одиночества в современной психологической науке. Авторы проводят сравнительный анализ существующих концепций одиночества, представленных в отечественной и зарубежной литературе, подчеркивая многозначность и сложность данного понятия. Рассматриваются подходы различных научных школ - философия, социология, психология, каждая из которых предлагает свое понимание одиночества. Особое внимание уделяется историческому аспекту проблемы, начиная с античных времен и заканчивая современностью. Подчеркиваются различия в интерпретациях одиночества различными мыслителями, такими как Гегель, Маркс, Ницше, Сартр, Камю и другие. Авторы отмечают, что современная эпоха характеризуется новым уровнем восприятия одиночества благодаря глобальному распространению цифровых коммуникаций, которые влияют на социальное поведение и восприятие индивидуальности. Актуальность исследования определяется необходимостью углубленного изучения влияния одиночества на развитие личности и её психологическое благополучие, особенно среди подростков, чей внутренний мир оказывается уязвимым перед негативными последствиями чувства одиночества. Методология исследования включает литературный обзор отечественных и зарубежных публикаций, систематизацию и критический анализ существующих подходов к определению одиночества. Основной метод - аналитико-теоретический, позволяющий классифицировать представления ученых относительно одиночества и сформировать рабочую концепцию. Внимание уделяется формированию четкого рабочего определения одиночества, позволяющего глубже понимать механизмы возникновения и переживания одиночества. Научная новизна настоящего исследования состоит в попытке интеграции современных взглядов на феномен одиночества в едином теоретическом пространстве, что позволяет создать целостное представление о причинах, механизмах и формах переживания одиночества. Впервые проведен глубокий сравнительный анализ различных подходов к пониманию одиночества, включая культурологический, исторический и междисциплинарный контексты. Особенность исследования заключается в выделении ключевых факторов, определяющих возникновение и последствия одиночества в условиях цифровой эпохи, а также детальном изучении особенностей переживаний одиночества у подростков. Исследование дополняет существующие знания, предлагая новое определение одиночества, основанное на интегративном подходе, которое подчеркивает роль личностных качеств, социальных условий и индивидуальных предпочтений в формировании опыта одиночества. Полученные выводы расширяют перспективы дальнейших эмпирических исследований, направленных на разработку эффективных методов профилактики негативных последствий одиночества и поддержку молодых людей в период формирования личности.

Сохранить в закладках
Роль семейных отношений в оценке качества жизни родителей с онкобольными детьми-подростками в ремиссии (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Шиловская Наталья Витальевна, Мерзлякова Юлия Сергеевна, Цверков Станислав Петрович, Алимова Анна Олеговна

Предмет исследования. Ситуация онкологического заболевания ребенка связана с длительным психоэмоциональным напряжением родителя, которое сохраняется в период выхода заболевания в ремиссию и негативно влияет на качество жизни всех членов семьи. Тревога и беспокойство родителей негативно сказываются на качестве жизни как самого родителя, так и семьи в целом. Качество жизни, наряду с ответом опухоли и безрецидивной выживаемостью, является одним из показателей эффективности лечения детского рака. В статье представлены результаты исследования связи семейных отношений и оценки качества жизни родителей, воспитывающих подростков имеющих в анамнезе онкологические заболевания, находящиеся в ремиссии сроком до 5 лет на момент исследования. В группе родителей подростков (N=70) оценивались показатели качества жизни и семейной адаптации и сплоченности. Использовались опросник качества жизни SF-36 (Medical Outcomes Study - Short Form Health Survey) и шкала семейной адаптации и сплоченности FACES-3. Факторный анализ методом главных компонент позволил выявить 6 факторов семейных отношений, влияющих на жизнеспособность семьи и качество жизни: физическое функционирование (0,567), психическое здоровье (0,688), социальное функционирование (0,571), жизненная активность (0,634), сплоченность (0,730), гибкость (0,607). Впервые исследована связь семейных отношений и качества жизни родителей подростков с онкозаболеваниями в ремиссии. Полученные данные демонстрируют, что семейные отношения родителей подростков характеризуются высокой степенью сплоченности и взаимозависимости, а также гибкостью и некоторой хаотичности в процессе адаптации. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в области психологии, медицины и социальной работы для создания программ социально-психологической реабилитации, направленной на улучшение качества жизни не только самого подростка, но и его семьи в целом. В качестве основных направлений психологических интервенций для семей, имеющих детей с онкологическими заболеваниями в ремиссии необходимо рассматривать развитие целеполагания, внутренних опор родителей и семьи в целом.

Сохранить в закладках
Анализ когнитивных профилей при шизофрении и НПВиндуцированных психозах (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Алексеев Илья Андреевич, Тхостов Александр Шамилевич, Шустов Александр Дмитриевич

Настоящее исследование направлено на анализ и сопоставление когнитивных профилей при расстройствах различного генеза: эндогенного, представленного случаями шизофрении, и экзогенного, обусловленного употреблением новых психоактивных веществ (НПВ), преимущественно синтетических катинонов и каннабиноидов. Объектом изучения являются особенности нарушений когнитивной деятельности, проявляющиеся в таких функциональных областях, как память, внимание и мышление. Исследование предполагает выявление различий в структуре, выраженности и потенциальной устойчивости этих нарушений, что приобретает особую значимость в контексте современной дифференциальной диагностики. Сравнительный анализ когнитивных характеристик при состояниях различного происхождения позволяет не только уточнить представления о закономерностях их формирования, но и заложить основы для индивидуализированного подхода к восстановлению когнитивных функций в рамках реабилитационной терапии, с учётом специфики нарушений в каждой из групп. Использовались шкала BACS, таблицы Шульте, методика «Исключение лишнего» и субтест «Недостающие детали» теста Векслера. В работе представлены систематизированные различия когнитивных характеристик пациентов с шизофренией и НПВ-индуцированными психозами. Установлено, что при шизофрении преобладают нарушения в области семантической обработки, вербальной памяти и устойчивого внимания, отличающиеся стабильностью. В группе НПВ-психозов доминируют регуляторные и исполнительные дефициты, включая ослабление произвольного контроля, снижение объёма рабочей памяти и ситуативные ошибки мышления. Эти нарушения, в отличие от шизофренического профиля, характеризуются большей лабильностью. Полученные данные уточняют представления о когнитивной организации психотических состояний разного происхождения и могут быть использованы в практике дифференциальной диагностики, а также при построении индивидуальных программ когнитивной коррекции. Несмотря на различия, обе группы показывают сходные трудности в гибкости мышления и внимании, что может затруднять дифференциацию в остром периоде. Выявленные профили позволяют точнее разграничивать психозы различного генеза и служат основой для построения индивидуализированных программ когнитивной коррекции с учётом специфики нарушений в каждой группе.

Сохранить в закладках
Роль психологической устойчивости личности, академической вовлеченности и оптимального опыта в развитии самостоятельной учебной деятельности взрослых учащихся (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Брагина Елена Владимировна, Колесникова Виктория Юрьевна

Технический прогресс навсегда изменил субъекта непрерывного образования и его ландшафт. Под влиянием цифровой среды формируется новая культура обучения, которая может быть успешно использована вузами при адаптации содержания, характера и форм организации ДПО к современным социокультурным условиям. Одним из направлений оптимизации ДПО становится подготовка учащихся к самостоятельной учебной деятельности в условиях непрерывного образования. Успешное решение этой задачи требует выявления способности личности взрослого учащегося к изменениям и самоизменениям. Психологическая устойчивость личности, вовлеченность в обучение и оптимальный опыт несколько десятилетий находятся в центре внимания зарубежных и отечественных психологических исследований, изучающих образовательное поведение взрослых людей в ситуации изменений, но понимание их роли в самостоятельной учебной деятельности взрослых людей учеными еще не достигнуто. Статья посвящена изучению ключевых подходов и направлений дискуссии, связанных с психологической устойчивостью личности, оптимальным опытом и академической вовлеченностью для определения их роли в развитии самостоятельности учебной деятельности взрослых учащихся. При проведении анализа и синтеза зарубежной литературы по проблеме исследования использованы дескриптивный метод, метод категоризации, сравнительно-исторический и герменевтический методы. Рассмотрены подходы к определению психологической устойчивости личности, а также концепции “потока” и “оптимального наилучшего”, ранее не представленной на русском языке. Проанализированы их роли в развитии самостоятельной учебной деятельности взрослых учащихся. Выдвинут тезис о том, что вовлеченность взрослых людей в ДПО целесообразно рассматривать как сложный, эмоционально значимый результат успешного преодоления учащимся психологических барьеров, возникающих в образовательном процессе. Способность учащегося совладать с собой или ситуацией, осознанно вовлекаться в обучение, сохраняя свои ценностные ориентации, несмотря на изменения в жизненном контексте, и достигать “потока” в учебной деятельности, обусловливают непрерывность образовательного опыта. Именно понимание психологической устойчивости личности как процесса, содержащего динамический баланс стабильности и изменчивости является наиболее продуктивным для разработки методик изучения личностных психологических ресурсов вовлеченности и невовлеченности взрослых людей в ДПО, а также разработке мер, направленных на развитие их самостоятельности в условиях непрерывного образования.

Сохранить в закладках
Типы карьерных представлений и их связь с уверенностью в себе у будущих педагогов (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Коршикова Мария Алексеевна, Тенюшев Борис Иванович, Коваль Нина Александровна

Объектом данного исследования выступают карьерные представления юношей и девушек, обучающихся профессии педагога, предметом ˗ связь типов карьерных представлений с компонентами уверенности в себе у будущих педагогов. Цель исследования состоит в выявлении влияния уверенности в себе и ее компонентов на развитие типов карьерных представлений у будущих педагогов. Результатами работы являются данные о развитии отдельных типов карьерных представлений и компонентов уверенной в себе личности, а также связей между ними у юношей и девушек, будущих педагогов. Они могут стать основой для организации дальнейших исследований по проблеме развития карьерных представлений и уверенности в себе, а также практической работы по диагностике и развитию карьерных представлений и уверенности в себе у юношей и девушек. В работе использованы специально разработанная методика диагностики типов карьерных представлений; комплекс методик для диагностики компонентов уверенной в себе личности; методы математической статистики для обработки и анализа эмпирических данных. Новизна исследования состоит в выявлении возрастных особенностей в развитии типов карьерных представлений и установлении влияния уверенности в себе и ее психологических компонентов на развитие различных типов карьерных представлений у юношей и девушек. Полученные в работе результаты приводят к следующим выводам:1) у юношей и девушек, будущих педагогов, более всего развиты аттрактивный, социально-ориентированный, аффилиативный и авторитарный типы карьерных представлений и менее всего развиты прагматический и глористический типы; 2) все типы карьерных представлений у них в той или иной мере нуждаются в дальнейшем развитии; 3) у будущих педагогов наибольшую роль в развитии карьерных представлений играет самооценка способностей, затем по степени убывания этой роли идут оптимизм, самоэффективность, надежда, жизнестойкость, и автономная каузальная ориентация, склонность к риску и толерантность к неопределенности.

Сохранить в закладках