Архив статей журнала
Целью статьи является анализ действий внешних акторов по дискриминации отечественной спортивной дипломатии и определение приоритетов противодействия незаконным санкциям против российского олимпийского движения. В период с 2015 года российские спортсмены стали подвергаться ограничениям на право участия в международных спортивных соревнованиях. После начала специальной военной операции на территории Украины количество ограничений российских спортсменов можно назвать беспрецедентным за всю историю мирового спорта и Олимпийских игр. Методология исследования основывается на использовании ресурсов ивент-анализа, контент-анализа, общенаучной методологии. Противодействие вводимым ограничениям и возвращение полноты международного спортивного участия должно стать главной целью спортивной дипломатии Российской Федерации в современных условиях. Для достижения поставленной цели у России сохраняется ряд инструментов, комплексное задействование которых может обеспечить решение проблем взаимоотношений между МОК и нашей страной. В результате установлено, что первостепенное значение среди инструментов нейтрализации незаконных санкций будут иметь спортивно-судебные меры: обращение к международному спортивному арбитражу, расширение участия России в региональных спортивных федерациях и организациях, выдвижение инициатив по реформированию управления МОК. Обоснована необходимость принятия концептуальных документов, определяющих стратегию спортивной дипломатии страны в условиях эскалации международных отношений.
Цель исследования - на основе анализа медиаконтента Сербии, Хорватии и Черногории об украинском кризисе показать влияние публичного дискурса на формирование общественного мнения. В статье рассматривается информационная политика государственных СМИ стран бывшей Югославии и делается попытка авторского анализа комментарийной активности медиааудитории для выявления общественной позиции по релевантным вопросам предметного поля исследования. Представлен авторский анализ релевантной комментарийной активности медиааудитории государств - объектов исследования. Показана специфика формирования мнения о российской внешней политике в традиционных и новых средствах массовой информации Сербии, Хорватии и Черногории. Результирующей выступают методы и приёмы, используемые СМИ для формирования общественного мнения, специфика информационной политики, находящейся во взаимосвязи с внешнеполитическим курсом государства. Показаны отличия в восприятии событий на Украине хорватских и сербских граждан, а также противоборство общественных позиций в Черногории. Представлены данные о соотношении внутригосударственных и внешних (геополитических) факторов формирования общественного мнения в черногорском социуме. Особое внимание уделено возможностям расширения российского присутствия в медиасегментах стран бывшей Югославии. Материалы статьи могут стать основой разработки стратегии информационного присутствия России в европейских сегментах медийного пространства.
Целью проведенного исследования стал анализ военно-политического потенциала государств ближневосточной подсистемы международных отношений. Для достижения этой цели были поставлены пять задач. Во-первых, сформулировать исходные гипотезы оценки регионального баланса сил. Во-вторых, определить характерные черты ближневосточной подсистемы в современных международных отношениях. В-третьих, провести сравнительный анализ военной мощи государств Ближнего Востока. В-четвертых, исследовать ближневосточные системы безопасности на современном этапе. В-пятых, выявить особенности ключевых зон вооруженной напряженности на Ближнем Востоке. Сложный и многоплановый характер геополитической обстановки в регионе и динамика изменений в трех основных зонах конфликтности (сирийско-иракской, палестино-израильской и йеменской) позволили выявить тенденцию к размыванию государствоцентричного миропорядка, однако делать заключение о значительном возрастании роли негосударственных акторов и переходе к бесполярности, описанной в работах Р. Хааса, было бы преждевременным. Конфликтное взаимодействие между государствами, стремящимися к лидерству в регионе (Иран, Израиль, Турция, Саудовская Аравия, Египет), особенно на примере событий конца 2023-2024 года, указывает на смещение баланса сил из относительно статичного, стабильного в динамическое, меняющееся состояние, характеризуемое авторами как состояние-процесс. По результатам проведенного исследования сделан вывод, что на Ближнем Востоке уже сформировался полицентричный миропорядок регионального масштаба. Данный полицентризм может быть использован в том числе при конструировании региональных систем безопасности, что позволит заинтересованным странам перейти от ограничивающего формата сотрудничества к конструктивному, расширяющему, вовлекающему в диалог все стороны, участие которых необходимо для поддержания неделимой региональной безопасности.