Архив статей журнала
Цель исследования - рассмотреть содержательные аспекты расширения прав и возможностей (empowerment) и представить основные направления государственной социальной политики в данной сфере с учетом региональной специфики. Эмпауэрмент влияет на организованные действия (поведение) людей (групп) и, соответственно, на принятие решений (в том числе политических). При этом необходимо учитывать внутренние факторы (сам человек с его потребностями, целями, интересами, желанием развиваться и так далее) и внешние (стремление государства развивать само себя, свой народ). В российской практике расширение прав и возможностей реализуется, как правило, «сверху» (когда государство осуществляет свои социальные функции). Empowerment «снизу» во многом зависит от деятельности активной части гражданского общества и «сильной» личности (когда индивид или группа интересов желают сами развивать свои права). Триггером эмпауэрмента становятся проекты, реализуемые в рамках общефедеральных и региональных документов стратегического планирования (концепций, прогнозов, планов, программ и инвестиционных инициатив). Автор отмечает, что применение инструментарий empowerment для региональной и федеральной повестки отличаются: по содержанию, целеполаганию, особенностям системы взаимодействия. У них имеются различные цели, масштаб, условия возникновения и перспективы развития. Предлагается авторская типология расширения прав и возможностей, определены условия и предпосылки эмпауэрмента, сформулированы условия его развития на региональном и муниципальном уровнях. В результате, автором обосновано, что глобально эмпауэрмент в социальной сфере следует рассматривать как стремление государства обеспечить посредством социально-экономической политики внутригосударственную стабильность (национальную безопасность). Расширение прав и возможностей содействует развитию и «выращиванию» институтов (социальных, политических).
Становлению политических режимов в республиках бывшего СССР помогает проведение активной символической политики, которая содействует легитимации власти в большинстве образовавшихся после 1991 года государств. В представленной статье отражены научные теории и подходы к феноменологии символической политики как суммы знаков и значений во взаимодействии политической власти новых политий и социальных слоев и групп населения этих государств. Актуальность избранной темы статьи состоит в исследовании алгоритма реализации символической политики, влияющего на легитимацию и укрепление политической власти в новых государствах. Цель статьи - представить и обосновать авторское определение и феноменологию символической политики постсоветских государств в русле научных теорий и подходов к пониманию роли государств и государственной политики. Предмет исследования - сущностные характеристики символической политики в процессах легитимации политических режимов республик бывшего СССР. В результате исследования, проведенного автором на основе научных теорий о государственной политике, структурирована сущность проводимой в государствах постсоветского пространства символической политики. Постановка проблемы: продуманная символическая политика в большей части новых государств на постсоветском пространстве с опорой на конструируемую коллективную историческую память и политическую мифологию, которая реализуется государственными институтами и лояльными политическому режиму негосударственными структурами при наличии постоянно ужесточающихся внешних и внутренних условий к функционирующим новым государствам, обеспечивает: 1) легитимацию политической власти в данных политиях; 2) успешность формирования гражданской идентичности и конструирования политической нации. Исследование успешных образцов символической политики новых государств (с точки зрения смыслов, нарративов и технологий ее реализации) имеет шансы на практическое применение и в Российской Федерации с учетом особенностей и наличия условий.
Целью статьи является анализ актуальных направлений взаимодействия общества и государства в решении задач по духовно-нравственному воспитанию молодого поколения, по формированию преемственности поколений на основе усвоения и воспроизводства базовых для общества традиционных ценностей, которые являются необходимым условием культурной и цивилизационной идентичности. Обозначена специфика взаимодействия государства и структур гражданского общества в системе общественных отношений и политической социализации молодежи в реализации общегосударственной политики, направленной на обеспечение национальных интересов. В заключении авторами делается вывод, что для решения этих задач необходимо развивать модель взаимодействия, которая объединяла бы усилия государства, общества и отдельных личностей. В качестве элементов этой модели на уровне органов публичной власти и государственных служащих обозначается следующее: необходимость освоения и совершенствования компетенций, опирающихся на использование возможностей цифровой коммуникационной среды; повышение уровня ответственности служащих при их взаимодействии с гражданами; руководствование при выполнении своих служебных обязанностей принципами патриотизма и служения обществу; выстраивание открытых, доверительных отношений через реализацию совместных проектов, направленных на решение социально значимых задач; исключение любых возможностей некорректного отношения к гражданам и общественности, которые способны спровоцировать негативное формирование общественного мнения и снизить эффективность формируемой органами власти системы общественных отношений.
В научной статье представлены и обоснованы оптимальные механизмы, процессуальные и содержательные аспекты формирования социально- политической повестки дня российского региона, являющейся продуктом взаимодействия (интеракционизма) органов государственного управления и бизнес-структур. Предельно детальное описание данных аспектов является актуальным в научном дискурсе и прикладных политико-управленческих практиках, поскольку позволяет улучшить эффективность взаимодействия власти и бизнеса в подготовке и принятии управленческих решений. Цель статьи - представить и обосновать авторскую модель оптимального взаимодействия государства и институтов гражданского общества по предложенным показателям эффективности при формировании и реализации социально-политической повестки дня в субъектах Российской Федерации, наметить пути совершенствования такого взаимодействия с учетом региональных особенностей. Объект исследования - интеракционизм государства и институтов гражданского общества при формировании социально-политической повестки дня в субъектах Российской Федерации. Предмет исследования - сущностные характеристики, механизмы и формы взаимодействия государства и институтов гражданского общества в процессах формирования социально-политической повестки дня в субъектах Российской Федерации, направления совершенствования данного взаимодействия.