ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Архив статей журнала

ВНЕДРЕНИЕ МОБИЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС (2024)
Выпуск: Т. 24 № 3 (2024)
Авторы: ВОРОНИНА ЕЛИЗАВЕТА СЕРГЕЕВНА

Введение. Цифровизация представляет собой процесс трансформации, охватывающий все сферы жизни общества. Внедрение цифровых технологий существенно меняет подходы к обучению, открывая новые возможности для построения гибкого образовательного процесса. Мобильное обучение, как одна из форм цифрового образования, играет важную роль в этой трансформации, предоставляя обучающимся доступ к материалам в любое время и в любом месте, что делает образовательный процесс более доступным и адаптированным к требованиям современного общества.

Теоретический анализ заключается в рассмотрении цифровизации образования с целью определения понятия «мобильность» в контексте цифровой педагогики, особое внимание концепции мобильного обучения языкам и ее ключевым компонентам (Mobile-assisted language learning). Рассматривается роль преподавателя в образовательном процессе, что осуществляется через анализ моделей педагогического поведения в рамках аудиторных занятий.

Эмпирический анализ. Исследование состоит из проведения педагогического эксперимента, в ходе которого изучается использование мобильного блоггинга как средства выполнения письменных заданий по иностранному языку.

В заключении рассматриваются возможности адаптации мобильного обучения иностранным языкам в различных образовательных контекстах, а также положительно оцениваются перспективы эффективной интеграции мобильного блоггинга в практику преподавания иностранных языков в системе высшего образования.

Сохранить в закладках
КАРЬЕРНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ" КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ РОЛИ ВРАЧА СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (2024)
Выпуск: Т. 24 № 3 (2024)
Авторы: ЕНИН ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ

Введение. В статье отражены результаты исследования, позволившего выявить связь субъектных свойств личности и выраженность карьерной ориентации, проявляющейся в желании улучшать свои знания и умения в выбранной сфере у студентов медицинского вуза. Сформированность изучаемой карьерной мотивации может быть важным фактором, определяющим успешность освоения ролевого профессионального поведения будущими врачами.

Теоретический анализ. В современных исследованиях делается акцент на значимости сформированности карьерной ориентации «профессиональная компетентность» для успешного освоения навыков студентами-медиками, но не раскрываются особенности ее взаимосвязи со структурными компонентами субъектной организации личности в условиях межличностного взаимодействия.

Эмпирический анализ. Обнаружены связи между мотивацией к самосовершенствованию в выбранной профессиональной деятельности, способностью к осуществлению самоконтроля в условиях коммуникации, а также проявляемыми эго-позициями в общении и стилями саморегуляции.

Заключение. Сформированность карьерной ориентации «профессиональная компетентность» может быть важным фактором успешного освоения профессионального ролевого поведения студентами-медиками при условии актуализации субъектных свойств в условиях межличностного взаимодействия: волевой регуляции поведения, оптимального сочетания требуемого и проявляемого поведения в общении, использования оптимальных стилей саморегуляции и стратегий взаимодействия.

Сохранить в закладках
АНТИКОЛОНИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ФИЛОСОФИИ (2024)
Выпуск: Т. 24 № 3 (2024)
Авторы: МИХЕЛЬ ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ

Введение. Обсуждается вопрос о социальной роли философии в условиях антиколониальной революции. Защищая свой суверенитет и свободу на полях сражений, Россия сегодня стоит перед необходимостью сохранить свои традиционные ценности, избавиться от колониальной зависимости от Запада на интеллектуальном, культурном и философском уровнях.

Теоретический анализ. Показано, что система высшего образования осуществляет две функции: подготовку специалистов и воспитание граждан. После распада СССР отечественная система образования утратила функцию воспитания граждан, превратившись в систему производства потребителей западных идей и технологий. Важную роль в этой трансформации сыграла «философская перестройка» конца 1980-х гг., превратившая вузовскую философию в транслятор западных идей и подходов. Начало СВО и очередного витка противостояния России и коллективного Запада ставит перед российским философским сообществом задачу освободиться от западного философского влияния и встать на защиту традиционных духовно-нравственных ценностей.

Заключение. Важным ориентиром для философского сообщества в новых условиях является Указ Президента РФ № 809, принятый 9 ноября 2022 г.

Сохранить в закладках
CLIL-ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ESP ПРАКТИКУЮЩИХ ЮРИСТОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (ОПЫТ ФИНУНИВЕРСИТЕТА) (2024)
Выпуск: Т. 24 № 2 (2024)
Авторы: Морозова Анна Леонидовна

Введение. Сегодня перед вузами стоит задача налаживания взаимодействия с бизнесом, в том числе в области создания языковых курсов повышения квалификации в рамках трансфера образовательных технологий. В статье представлен уникальный опыт разработки авторских языковых курсов повышения квалификации «Английский язык для юристов» (Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, 2023 г.).

Теоретический анализ. Проведение сравнительного анализа по проблеме позволил сделать вывод об обоснованности обращения к CLIL-подходу в обучении ESP практикующих юристов посредством инструментария онлайн педагогики. Уникальность данного курса заключалась в клиентоориентированности образовательного трека.

Эмпирический анализ. Рассмотрение проблемы применения CLIL-подхода позволило выявить эффективность применения отобранных методов: коммуникативный, кейс, перевернутый класс, развитие критического мышления и пр. в области обучения ESP.

Заключение. Применение CLIL-подхода в обучении ESP практикующих юристов является эффективным и обоснованным в части совершенствования уровня владения языком, а подобные курсы позволяют увидеть тенденции на рынке труда и внести соответствующие коррективы в образовательные треки вузов.

Сохранить в закладках
О РОЛИ РЕЧЕВЫХ ОБРАЗЦОВ В ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (2024)
Выпуск: Т. 24 № 2 (2024)
Авторы: Воронина Дарья Константиновна

Во введении констатируется противоречие между малым количеством учебных часов на освоение непрофильной дисциплины «Иностранный язык» студентов нелингвистических направлений подготовки и требованиями ведущих подходов к обучению иностранным языкам (компетентностного, коммуникативного) формировать готовность и способность к подлинной коммуникативной деятельности средствами изучаемого языка.

Теоретический анализ посвящен обоснованию принципа обучения на речевых образцах в качестве ведущего методического принципа обучения иностранному языку студентов нелингвистических профилей подготовки. Для эмпирического анализа автор экстраполирует методику интенсивного обучения научной школы Г. А. Китайгородской для этапизации учебных действий при формировании профильно-ориентированных речевых навыков и коммуникативных умений в ходе овладения речевыми образцами предметной области. Описание этапов сопровождается примерами конкретных формулировок учебных заданий и описанием видов иноязычной учебной деятельности.

В заключении содержатся выводы, свидетельствующие о целесообразности построения процесса профессионально ориентированного обучения иностранному языку на речевых образцах предметной области, что позволяет решать проблему ограниченности учебных часов по дисциплине «Иностранный язык» на неязыковых направлениях подготовки, а также способствует минимизации языкового материала при сохранении его коммуникативных функций.

Сохранить в закладках
СТРУКТУРА И ФАКТОРЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ (2024)
Выпуск: Т. 24 № 2 (2024)
Авторы: ШАМИОНОВ РАИЛЬ МУНИРОВИЧ

Введение. Академическая адаптация студентов-иностранцев в условиях академической мобильности является основой академических достижений и связана с психологическим благополучием, что служит условием позитивного отношения к принимающей стране.

Теоретический анализ. Академическая адаптация студентов-иностранцев сопряжена с проблемами культурного стресса, информированностью, социально-психологическими отношениями принимающей стороны, знанием языка для установления контактов и взаимодействия с местными студентами и бытовыми проблемами. В меньшей степени рассматриваются собственно академические проблемы.

Эмпирический анализ. Целью исследования является анализ структуры и факторов академической адаптации студентов-иностранцев. Предполагается, что социальные характеристики академической адаптации иностранцев (коммуникативные, личностные) более выражены, чем психофизиологические, отражающие физическое самочувствие студентов, субъективную оценку их утомления и усталости.

Заключение. В результате исследований установлены более выраженные по сравнению с россиянами показатели личностного, эмоционального имотивационного и более низкие – психофизиологического компонентов академической адаптации. Адаптация студентов-иностранцев обусловлена удовлетворенностью базовой потребности в связанности с другими, характеризующей возможности их поддержки со стороны близких, адаптация студентов-россиян – с удовлетворенностью потребности в связанности с другими, компетентности, переживанием счастья и удовлетворенности жизнью. Вовлеченность в образовательную активность студентов вне зависимости от оседлости является важнейшим фактором академической адаптации.

Сохранить в закладках
МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: ИЗМЕНЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ (2024)
Выпуск: Т. 24 № 1 (2024)
Авторы: Абрамова Ирина Евгеньевна, ШИШМОЛИНА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА

Введение. В обучении россиян иностранным языкам наметилась тенденция к снижению мотивации изучать европейские языки из-за изменения геополитической ситуации. Цель статьи – проанализировать динамику изменения мотивации к изучению английского языка студентами гуманитарных специальностей Петрозаводского государственного университета с 2019 по 2022 г.

Теоретический анализ. Сравнительный анализ российских и зарубежных исследований показывает, что низкая мотивация к обучению препятствует достижению высоких результатов. На мотивационную сферу оказывают влияние ряд объективных и субъективных факторов: специальность, возраст, пол, среда обучения, учебная программа университета.

Эмпирический анализ. Проведенное исследование позволило выявить две разные тенденции. Если будущие историки, политологи, социальные работники не снизили свой интерес к изучению английского языка с целью самообразования и самореализации, то среди обучающихся специальности «Туризм» зафиксировано снижение мотивации, вызванное сокращением возможностей применения английского языка в своей профессиональной деятельности в ближайшем будущем.

Заключение. Формулируется вывод согласно которому задачи стимулирования интереса к изучению европейских языков среди студентов российских вузов и поиск новых нестандартных методик иноязычного обучения не теряют своей актуальности.

Сохранить в закладках