Архив статей журнала

Мировой опыт работы кинокомиссий: от локальных организаций к звеньям глобальной индустрии (2025)
Выпуск: Том 17, № 2 (64) (2025)
Авторы: БЕЗЗУБИКОВ АЛЕКСЕЙ ОЛЕГОВИЧ

В данной статье рассматриваются кинокомиссии как один из ключевых факторов глобализации кинопроизводства. Приводится справка об основных этапах становления подобных организаций, их современном функционале и описываются перспективы их развития. В статье также рассматриваются очевидные и неочевидные функции кинокомиссий в контексте глобализации, а также структура международного рынка кинолокаций, связующим звеном которого являются кинокомиссии. Исходя из обозначенных фактов формируется расширенный список неочевидных на первый взгляд задач, стоящих перед подобными институциями.

Сохранить в закладках
Длинный кадр и его прообразы (2025)
Выпуск: Том 17, № 2 (64) (2025)
Авторы: Бавыкина Мария Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению возможного пути для определения концепции генезиса формы и функции длинного кадра через предшествовавший ему опыт работы с длительностью в статичных изображениях и других медиа. Длинный кадр становится формой, которая аккумулирует в себе выработанные статичными изображениями стратегии: работу с многослойностью, растяжением и сжатием времени и пространства, созерцательными практиками, с драматургией взгляда и так далее, совмещая это с выразительным потенциалом «длительности» движущегося изображения, добиваясь при этом различных эстетических результатов — усиления драматургии или, наоборот, полной дедраматизации.

Сохранить в закладках
Тоска по жертвоприношению в картине Р. Брессона «Вероятно, дьявол» (2025)
Выпуск: Том 17, № 2 (64) (2025)
Авторы: Селиверстов Игорь Константинович

Статья посвящена ситуации ритуального кризиса в обществе потребления на материале фильма «Вероятно, дьявол» Робера Брессона. В работе анализируются основные черты ритуального кризиса: отсутствие коллективного мифа и ритуала, утрата связи с сакральным и невозможность организовать сообщество. Рассмотрен герой в ситуации ритуального кризиса, чья цель — восстановить связь с сакральным путем церемониального самопожертвования. В итоге анализа автор статьи приходит к выводу, что главный герой фильма терпит неудачу в попытке восстановить эту связь — стремление к мученичеству через ритуальное самопожертвование оказывается всего лишь банальным убийством.

Сохранить в закладках
Ленинский и сталинский взгляды на демонстрацию религии на экране как две различные фабулы одного явления (2025)
Выпуск: Том 17, № 2 (64) (2025)
Авторы: Кочеткова Алиция Евгеньевна

Автор анализирует подходы В. И. Ленина и И. В. Сталина на предмет их политики по отношению к фильмам религиозного содержания. Большое внимание в статье уделено механизмам использования инструментов кино в борьбе правительства по изживанию религиозности народа. Подробно изучаются практические способы ведения антирелигиозной агитпропаганды средствами кинематографического искусства. Информация излагается в контекстном сравнении цензуры фильмов, осуществляемой сначала Лениным, а затем и Сталиным. Предпринимаются попытки выявления субъективных причин различия тактических подходов двух первых лидеров советского государства к демонстрации религии на экранах.

Сохранить в закладках
Экранный образ Великой Отечественной войны как основная мифологема современной социокультурной парадигмы (2025)
Выпуск: Том 17, № 2 (64) (2025)
Авторы: Марусенков Вячеслав Валентинович

Статья посвящена исследованию роли кинематографа в формировании и закреплении ключевых мифологем, связанных с подвигом народа во время Великой Отечественной войны, которые лежат в основе коллективной памяти и национальной идентичности. В статье анализируется, как визуальные, так и нарративные приемы отечественного кинематографа, конструирующие героико-патриотический образ войны. Автор акцентируется на таких мифологемах, как единство народа, жертвенность и моральное превосходство. Особое внимание уделяется трансформации этих мифологем в разные исторические периоды, их связи с идеологическими установками и их влиянии на общественное сознание.

Сохранить в закладках