Введение. В условиях быстро меняющегося мира, где жизненный цикл знаний сокращается, базового образования недостаточно для удовлетворения образовательных потребностей человека на протяжении всей жизни. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) играет ключевую роль в этом процессе, предоставляя возможность получения новых знаний и навыков для повышения конкурентоспособности на рынке труда.
Постановка проблемы. В статье рассматривается современное состояние и тенденции ДПО в России, акцентировано внимание на его значении в контексте непрерывного образования. С момента появления концепции непрерывного обучения на конференции ЮНЕСКО в 1968 г. данное направление стало ключевым для обеспечения конкурентоспособности специалистов на рынке труда.
Методология и методика исследования. В статье был использован системный подход, обусловленный целью исследования. Кроме этого применялись методы анализа, синтеза и сравнения.
Результаты. В представленной работе анализируются статистические данные, показывающие рост интереса к дополнительному профессиональному образованию среди населения, а также выявляются основные цели и мотивы обучения. Рассмотрены виды программ ДПО, такие как повышение квалификации и профессиональная переподготовка, а также роль самообразования в образовательном процессе. Особое внимание уделяется различным формам и видам получения дополнительного образования, включая корпоративное обучение, которое способствует повышению квалификации сотрудников и адаптации образовательных программ к требованиям работодателей. Показана возрастающая роль негосударственного сектора в получении дополнительного профессионального образования, в том числе цифровых образовательных организаций EdTech. Выделены барьеры, препятствующие полному использованию потенциала ДПО.
Выводы. Подчеркивается необходимость дальнейшего развития системы ДПО, включая интеграцию цифровых технологий и гибридных форм обучения, что позволит обеспечить соответствие образовательных программ современным требованиям рынка труда и повысить качество подготовки специалистов. Статья вносит вклад в понимание динамики дополнительного профессионального образования в России и его влияния на развитие человеческого капитала.
Введение. Статья посвящена рассмотрению существующих способов понимания философии образования как самостоятельной отрасли знания. Обсуждается круг специфических проблем философии образования. Анализируется соотношение социально-философских, эпистемологических, этических и аксиологических ориентиров в развитии философии образования.
Постановка задачи. Авторы предпринимают попытку системного представления философии образования как условно выделяемой сферы, включающей в себя как изучение философских и методологических проблем отдельных наук и практических отраслей (педагогика, дидактика, методика, дизайн образовательных курсов, управление образовательными организациями и т. д.), так и рефлексию социальных и общемировоззренческих проблем, возникающих в связи с вопросами образования.
Методика и методология исследования. В ходе исследования авторами использовались методы концептуального анализа, сравнения и содержательного сопоставления рассматриваемых определений, критически рефлексировались различные позиции относительно понимания предмета и специфики философии образования, представленные в отечественной и зарубежной литературе.
Результаты исследования. Осуществленное исследование позволило авторам прийти к заключению о том, что существует несколько стратегий конституирования философии образования как дисциплины. Первая из них – это обобщение под наименованием «философия образования» любых опытов философского осмысления проблематики, прямо или косвенно касающейся воспитания, обучения и образования человека. Вторая стратегия – это формирование сферы философии образования путем включения в нее всех исследований общих и методологических проблем наук об образовании. Третья стратегия заключается во включении образовательных вопросов в более широкую философскую перспективу.
Выводы. Многообразию способов понимания философии образования соответствует множество способов исследовательской активности. Важным является то обстоятельство, что использованию конкретного определения философии образования сопутствует и возникновение обязательств, касающихся идентификации и оценки собственных исследовательских результатов.