Архив статей журнала
Введение. Научные социальные сети (ResearchGate, Academia. edu, SciPeople, Social Science Research Network, CoLab и др.) получают все большее развитие и расширяют свой функционал не только как платформы для научной коммуникации, но и как полноправные инструменты для поиска разнородной информации и обмена результатами исследований. Одной из наиболее популярных сетей в мире является ResearchGate, позволяющая не только значительно расширить сеть научных контактов и представить результаты своих исследований научному сообществу, получить оценку и определить распространенность и востребованность тематических направлений, влияние ученых и организаций, но и осуществлять поиск научного контента, изучать исследовательские интересы, продвигать свои публикации.
Постановка задачи. В исследовании ставятся задачи изучения востребованности и функциональных характеристик научной социальной сети ResearchGate, а также ее применимости для поиска информации при проведении исследований и в образовательных процессах, отслеживания вовлеченности российских ученых в научную коммуникацию с помощью данной сети.
Методика и методология исследования. Работа проводилась с использованием методов сравнительного и системного анализа, математических методов обработки статистических данных, контент-анализа документальных источников информации. Методологической основой стал практико-ориентированный подход, направленный на развитие навыков информационного поиска у исследователей и использование ресурсов открытого доступа в научных и образовательных целях.
Результаты. Проведенный анализ позволил сделать выводы о широких функциональных возможностях ResearchGate (загрузка полных текстов, обмен данными, отслеживание рекомендаций, подписка на аналогичные материалы, участие в группах, оценка исследовательского интереса, расширенный поиск в системе и др.), способствующих развитию системы научных коммуникаций и получению открытого доступа к научной информации.
Выводы. С целью изучения степени использования ResearchGate в Российской Федерации были выявлены и проанализированы 284 научных и образовательных учреждения. Данные собраны по учреждениям и количеству участников, далее был составлен рейтинг организаций с наибольшим (> 1000) представительством пользователей, в который вошло 28 российских научных и образовательных учреждений. Сделан вывод, что ResearchGate не дает возможности проводить исследование по странам с помощью существующих поисковых механизмов, но позволяет определить тренды по вовлечению в сеть ученых отдельных учреждений. Результаты исследования показали, что российские пользователи присутствуют в сети, а учреждения неравномерно представлены по количеству участников. Отмечено, что полученные данные требуют дополнительного уточнения (детальный анализ по профилям ученых и отдельных учреждений либо полномасштабный опрос), учитывая, что часть профилей на ResearchGate не создается самими учеными, а автоматически добавляются сервисом. Вместе с тем полученный результат свидетельствует о том, что для выявления тенденций вовлечения учреждений, данный метод применим. В списке лидеров – ведущие университеты России, которые попадают в рейтинги открытости, и платформа ResearchGate для них – еще один способ заявить о себе и получить дополнительные возможности для представления и обмена результатами своих исследований.
Введение. В сети Интернет доступен значительный объем образовательной и научной технической информации, имеющей разное качество. Справиться с вызовами, связанными с ограниченным доступом к достоверной информации, содержащейся во Всемирной паутине, помогают открытые образовательные ресурсы и навигаторы, которые ориентируют в их поиске.
Постановка задачи. Авторы ставят задачу определения роли ООР технических наук за рубежом и необходимость их включения в отраслевой «Навигатор по ООР технических наук» (далее – «Навигатор», http://lib-os. ru/issledovatelyam/resursy/obrazovatelnye-resursy/navigator-oor-techn-nauk /). Необходимо также рассмотреть опыт использования и возможности открытых образовательных ресурсов в различных формах образования.
Методика и методология исследования. Методология исследования предусматривает изучение и анализ зарубежных научных трудов, посвященных развитию движения открытых образовательных ресурсов по техническим наукам, их роль и практическое применение в современной мировой образовательной системе.
Результаты исследования. В статье проведен анализ опыта различных стран мира в использовании открытых образовательных ресурсов с целью улучшения доступа к обучающим материалам и повышения качества образования в области технических наук. Изучены подходы к использованию открытых образовательных ресурсов в различных образовательных формах.
Выводы. Открытые образовательные ресурсы открывают возможности для улучшения качества образования и решения ряда ключевых задач в системе образования. Материалы разработанного «Навигатора» будут полезны студентам, преподавателям, аспирантам, специалистам и научным сотрудникам сферы технических наук, а также всем, кто заинтересован в самообразовании.
Введение. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процессы обучения расширяет возможности применения информационных ресурсов и становится одним из приоритетных направлений трансформирующейся системы высшего образования. Эти изменения находят отражение в тенденциях развития и применения открытых образовательных ресурсов. Однако масштаб и фрагментирование данных в сети Интернет, а также отсутствие стандартов открытых образовательных ресурсов делает процесс поиска информации сложной задачей и требует профессиональных навыков.
Постановка задачи. Для определения востребованности и перспектив развития отраслевых открытых образовательных ресурсов необходимо проанализировать их роль в современной образовательной системе. Важно определить возможности использования информационных ресурсов открытого доступа по техническим наукам как одного из инструментов устранения социального неравенства в вопросах получения высшего образования. Выявить и привести аргументы для целей обоснования необходимости разработки отраслевого «Навигатора по ООР технических наук».
Методика и методология исследования. Методология исследования охватывает изучение и анализ научных трудов, посвященных развитию инструментов и инициатив в области открытых образовательных ресурсов по техническим наукам. В основе исследования лежит также метод устного опроса студентов, аспирантов и преподавателей технических дисциплин в вузах Новосибирска.
Результаты. Изучен массив научной литературы и веб-ресурсов, предоставляющих свободный доступ к научно-образовательной информации по рассматриваемому направлению. С учетом эмпирических данных обоснована необходимость разработки «Навигатора по ООР технических наук» по открытых образовательных ресурсов в системе высшего технического образования (http://lib-os. ru/issledovatelyam/resursy/obrazovatelnye-resursy/navigator-oor-techn-nauk/).
Выводы. Изучение технических наук с использованием открытых образовательных ресурсов способствует эффективному повышению профессионального уровня и позволяет быть в курсе актуальных решений инновационной деятельности в рассматриваемой области знаний.
Введение. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процессы обучения расширяет возможности применения информационных ресурсов и становится одним из приоритетных направлений трансформирующейся системы высшего образования. Эти изменения находят отражение в тенденциях развития и применения открытых образовательных ресурсов. Однако масштаб и фрагментирование данных в сети Интернет, а также отсутствие стандартов открытых образовательных ресурсов делает процесс поиска информации сложной задачей и требует профессиональных навыков.
Постановка задачи. Для определения востребованности и перспектив развития отраслевых открытых образовательных ресурсов необходимо проанализировать их роль в современной образовательной системе. Важно определить возможности использования информационных ресурсов открытого доступа по техническим наукам как одного из инструментов устранения социального неравенства в вопросах получения высшего образования. Выявить и привести аргументы для целей обоснования необходимости разработки отраслевого «Навигатора по ООР технических наук».
Методика и методология исследования. Методология исследования охватывает изучение и анализ научных трудов, посвященных развитию инструментов и инициатив в области открытых образовательных ресурсов по техническим наукам. В основе исследования лежит также метод устного опроса студентов, аспирантов и преподавателей технических дисциплин в вузах Новосибирска.
Результаты. Изучен массив научной литературы и веб-ресурсов, предоставляющих свободный доступ к научно-образовательной информации по рассматриваемому направлению. С учетом эмпирических данных обоснована необходимость разработки «Навигатора по ООР технических наук» по открытых образовательных ресурсов в системе высшего технического образования (http://lib-os. ru/issledovatelyam/resursy/obrazovatelnye-resursy/navigator-oor-techn-nauk/).
Выводы. Изучение технических наук с использованием открытых образовательных ресурсов способствует эффективному повышению профессионального уровня и позволяет быть в курсе актуальных решений инновационной деятельности в рассматриваемой области знаний.