Архив статей журнала
В статье рассматривается актуальная проблематика развития государственной поддержки молодежного политического лидерства в контексте современных вызовов и перспектив, обусловленных в первую очередь глобальным трендом на цифровизацию. Методологической основой исследования являются общенаучные и политологические методы, в том числе анализ нормативно-правовой базы молодежной политики и программ государственной поддержки; сравнение механизмов поддержки молодежного лидерства на различных этапах государственного развития; ретроспективный подход к происхождению и развитию поддержки молодежного политического лидерства; системный подход к изучению молодежного политического лидерства как важной составляющей целостной молодежной политики. Объектом исследования являются современные механизмы государственной поддержки молодежного политического лидерства. Предметом исследования является направление развития проектной деятельности в контексте государственной поддержки молодежного политического лидерства. Автор проводит анализ текущего состояния государственных проектов поддержки молодежи и встроенных в них систем поддержки молодежного политического лидерства в контексте особенностей молодежной политики и разнообразия ее акторов. Изучается потенциал национальных проектов и проектов отдельных политических партий для развития молодежного политического лидерства. Отмечается роль «Росмолодежи» в координации проектной деятельности. Особое внимание уделено развитию государственных проектов поддержки молодежного политического лидерства и их соответствию современным вызовам и требованиям общества. Анализируется проект «Стратегии молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года» и его влияние на развитие молодежного политического лидерства, внимание акцентируется на комплексность и преемственность заложенной в ней проектной деятельности. Делается вывод о том, что определяющими факторами для современного этапа развития государственной политики в области поддержки молодежного политического лидерства должны быть нацеленность на национальные интересы и формирование национальной идентичности молодежи. Результаты данного исследования окажут существенное влияние на улучшение практической работы в области государственного управления по подготовке молодежных политических кадров, совершенствование проектной деятельности, способствуя их адаптации к современным вызовам, возникающим в условиях цифровой трансформации.
Внешнеэкономические аспекты обеспечения экономической безопасности являются ключевыми в современной мировой экономике, что определяется процессами ее интернализации, глобализации и регионализации. Внешнеэкономическая деятельность оказывает существенное влияние на экономическое состояние любой страны, определяя, в том числе, и уровень экономической безопасности. Экономическая безопасность представляет собой состояние защищенности национальных экономических интересов от внутренних и внешних угроз. В условиях усиления военно-политических проблем, активизации санкционного давления на Россию требуется комплексный подход к защите экономической безопасности, учитывающий множество факторов как внешней, так и внутренней среды. Во-первых, имеется необходимость регулирования внешнеторговых отношений, что включает в себя разработку и внедрение мер по защите национальных производителей, борьбу с недобросовестной конкуренцией, а также создание выгодных условий для экспортеров, например, через заключение международных торговых соглашений с дружественными странами, которые могут снизить тарифные и нетарифные барьеры. Во-вторых, привлечение иностранного капитала должно осуществляться с оглядкой на интересы национальной экономики, так как, с одной стороны, иностранные инвестиции способствуют росту экономики, но, с другой стороны, чрезмерная зависимость от иностранного капитала, особенно в ключевых секторах экономики, может поставить под угрозу экономический суверенитет. В-третьих, требуется приложение дополнительных усилий в области энергетической безопасности, что включает в себя диверсификацию источников энергии и поставщиков, разработку альтернативных источников энергии, а также обеспечение безопасности транспортных маршрутов. В-четвертых, совершенствование правовой базы международного экономического сотрудничества способствует защите национальных интересов и предотвращению экономических конфликтов. Автор статьи предпринял усилия по оценке экономической безопасности национальной экономики на основе пороговых значений, при этом освещая ключевые внешнеэкономические аспекты, влияющие на обеспечение стабильности и развития экономики в современных условиях. В ходе исследования также были выделены основные направления, требующие особого внимания и разработки эффективных механизмов регулирования и контроля.
В статье рассмотрены изменения идей Алексея Капитоновича Гастева на научную организацию труда (НОТ) - одну из первых научных школ управления в истории управленческой мысли советского периода. Данная научная школа управления создавалась в 1920-х годах, в период активного промышленного роста, который привел к миграции населения из сельской местности в промышленные центры страны. А. К. Гастев, как идеолог НОТ, предлагал решить проблему низкой квалификации рабочих посредством создания новой культуры. Для изучения этого исторического отрезка выбрана следующая цель исследования: выявить специфику процесса формирования новой культуры в идеях А. К. Гастева в социокультурном контексте 1920-х годов. Объект исследования - материалы, содержащие идеи научной организации труда А. К. Гастева в период с 1920 по 1930 г. Предмет исследования: изменение идей научной организации труда А. К. Гастева. В статье обоснована связь социокультурного положения рабочих 1920-х годов с формированием идей научной организации труда. Выявлена характерная особенность идей НОТ, направленная на формирование новой культуры труда. Дана характеристика практик внедрения новой культуры труда, формировавшейся за счет самоколонизации и дисциплинирования тела.
Цель статьи заключается в разработке и апробации методического подхода к оценке региональной инвестиционной среды в условиях интенсификации технологического развития страны и достижения технологического суверенитета национальной экономики. В исследовании использованы информационные данные, касающиеся институтов развития инвестиционной деятельности; материалы Стратегий регионального развития, нормативно-правовых актов; информация, размещенная на сайтах и порталах, посвященных инвестиционной политике регионов. Статья подготовлена с использованием следующих методов научного исследования: анализа, синтеза, индукции, дедукции, сопоставления, сравнения, обобщения. Проведен анализ научных источников по исследовательской проблеме, на основании чего разработан и апробирован авторский методический подход к оценке качества региональной инвестиционной среды в условиях обеспечения технологического суверенитета экономики. В процессе апробации рассчитаны интегральные показатели качества региональной инвестиционной среды, в результате чего идентифицирован уровень ее качества по анализируемым методическим блокам. По результатам апробации выявлены пробелы и недоработки в системе региональной инвестиционной среды и заключены выводы о тенденциях ее развития. Полученные результаты свидетельствуют о наличии проблем и ряда ограничений в сформированной региональной инвестиционной среде регулирования инновационно-инвестиционного и технологического развития экономики. Практическая значимость работы заключается в апробированном методическом подходе к оценке качества региональной инвестиционной среды. Результаты работы могут быть применимы органами власти в целях достижения технологической независимости экономики региона.
Со второй половины 2022 г. в расстановке и соотношении сил на Южном Кавказе произошли заметные изменения. Влияние России на переговорный процесс Армении и Азербайджана ослабло. Западным акторам (США, НАТО, ЕС, Франция) удалось потеснить ее в региональной политике, укрепить свои позиции в отношении посредничества и арбитража. Определенным образом это сказалось на внешней политике Еревана, который уменьшил свое взаимодействие с ОДКБ и Россией и заметно сблизился со структурами Запада. Перспектива сохранения российского военного присутствия в Армении стала менее очевидной. По причине деструктивной политики армянского руководства фактически разрушен правовой каркас разблокирования Зангезурского транспортного коридора и обеспечения его функционирования под российским нейтральным контролем. Следовательно, у России исчез мотив для дальнейшего участия в работе трехсторонней Рабочей группы совместно с Баку и Ереваном. Возможно, ей следует прекратить поддержку Зангезурского проекта с участием Армении и сосредоточиться на реализации совместного проекта Тегерана и Баку по созданию инфраструктуры Южно-Аразского коридора по территории Ирана. Несмотря на имеющиеся препятствия и многочисленные негативные прогнозы, последний имеет хорошую перспективу, поскольку опирается на продолжительный опыт заинтересованного сотрудничества Ирана и Азербайджана. Реализация Южно-Аразского проекта сулит выгоды всем странам региона. Прежде всего, заметно возрастет масштаб транспортно-логистической деятельности, связанной с сообщением по коридору «Восток - Запад». Появится возможность оптимизации грузоперевозок по маршруту Баку - Тбилиси - Карс. Ускорится хозяйственное освоение территорий вдоль линии от Горадиза до Ордубадского района Нахичевани, а также восточных районов Турции. Произойдет укрепление наметившегося стратегического сотрудничества России с Ираном, а последнего - с Азербайджаном, прежде всего, в решении задачи по усилению пропускной способности транспортного коридора «Север - Юг». Следовательно, в случае успеха мы вправе ожидать сближения позиций России, Ирана и Турции, активизации их совместных усилий по урегулированию широкого круга проблем Южного Кавказа на основе турецкой инициативы «3+3». Можно предположить, что прокладка Южно-Аразского коридора поспособствует деполитизации отношений между Ереваном и Баку, ускорит решение ими вопросов, связанных с делимитацией и демаркацией общей границы, приблизит их к заключению мирного договора.
Целью исследования является анализ протестной деятельности молодежи Санкт-Петербурга как формы политического участия.
Метод. Для достижения поставленной цели был выбран метод контент-анализа, включающий в себя мониторинг протестной деятельности среди молодежи.
Результаты. Проведен анализ протестной деятельности в молодежной среде Санкт-Петербурга: выявлены организаторы протестных акций, тематика протестов, их политические формы и количество. Предложены пути для разрешения конфликтов между обществом и властями с целью ведения диалога и, как следствие, снижения протестной деятельности.
Выводы. Проведенное исследование показало, что в Санкт-Петербурге проживает активное гражданское общество, готовое принимать политическое участие в разных формах, в том числе протестных акциях. При помощи прямого диалога между молодежными движениями и органами власти недовольство со стороны активистов, представляющих группы населения, будет снижаться. Результаты данного исследования будут интересны специалистам в области политологии и социологии, государственным служащим в области молодежной политики.
В данной статье авторы подвергают критическому анализу концепцию дерискинга, которая активно предлагается западным экспертным сообществом в качестве новой стратегической основы американо-китайских торговых отношений. Под дерискингом понимается переход от политики радикального разрыва американской экономики с торговым партнерством Китая к риторике снижения риска, которая подразумевает ограничение зависимостей и вытекающих из них рисков и не предполагает полного разрыва торговых контактов с партнером. На основе исследования обширного исторического материала, а также применяя современные конфликтологические методы анализа рисков, авторы статьи приходят к выводу о том, что управленческая стратегия дерискинга не имеет необходимой для анализа политического измерения международных экономических отношений концептуальной оптики и, следовательно, неспособна объяснить, что есть действительный источник рисков. Концептуальная нежизнеспособность идеи дерискинга обусловлена пренебрежением закона неравномерности развития капиталов, детерминирующего межгосударственные отношения и неучетом того непреложного факта, что глобальная экономика есть поле неувядающего конфликта в рамках экономической конкуренции, формирующей пространство активного функционирования рисков. Постоянное присутствие рисков в международных отношениях делает конфликт то источником, порождающим риски, то их результатом. На примере американо-китайских торговых отношений авторы статьи демонстрируют, как попытка возвышения партнера, которому была уготована участь аутсайдера, порождает у риск-бенефициара ответную реакцию вернуть аутсайдера в его родное лоно посредством минимизации последствий риска длясебя за счет других. По мнению авторов, за стратегией дерискинга, в сущности, может скрываться стремление увеличить интеллектуальную ренту, взимаемую при продаже западных патентов и технологий. Реакцией на возможность утраты своего монопольного положения является рождение импульса встряхнуть отношения и изменить их динамику в нужном для себя направлении. Эти импульсы обнажают присущие порядку системные противоречия и детерминируют вспышку нового витка горячей торговой войны. Пребывая в отношении отрицательного единства, участники не располагают иным выбором, кроме как достигнуть, одинаковых для всех участников, целей обогащения посредством отрицания друг друга, и всякий раз предпринимают попытки установить неэквивалентный экономический обмен в свою пользу.
В статье рассматриваются особенности функционирования государственных контрольных (надзорных) органов в Российской Федерации в настоящее время. Проанализирован механизм оценки эффективности функционирования системы контрольных (надзорных) органов на примере оценки работы упомянутых органов в сфере социального обслуживания в г. Санкт-Петербурге. Отражены актуальные проблемы функционирования системы государственных контрольных (надзорных) органов в Российской Федерации. На основе выявленных проблем авторы предлагают комплекс мер, основанных на принципах законности и прозрачности, баланса интересов, направленных на достижение максимально полезного результата для всех участников контрольной (надзорной) деятельности. Реализация предложенных мероприятий должна идти по пути использования современных подходов к управлению системой контрольных (надзорных) органов, основанных на результатах научно-технического прогресса.
Специфика политического и политико-административного управления США выявляет некоторые проблемные аспекты реализации главой государства своих должностных полномочий в ракурсе позитивных политических отношений с американскими конгрессменами, связанных с достижением политического консенсуса и принятием согласованных политических решений. В данной связи актуализируется поиск эффективных политических механизмов и инструментов межинституционального взаимодействия исполнительной и законодательной власти на современном этапе политического развития США. Рассмотрены нормативно-правовые основы политического и административного функционала президента США и Конгресса США. Проанализированы политико-исторические особенности межинституционального взаимодействия исполнительной и законодательной власти в США. Определены ключевые факторы и условия конфликтогенности политических отношений с американскими конгрессменами в рамках президентства Д. Трампа. Сформулированы основные причины и обстоятельства углубления межинституциональных противоречий в политической системе США с учетом функциональной роли Дж. Байдена. Сделан вывод о необходимости формирования политического доверия и использования апробированных политических инструментов, одобренных и президентом США, и американскими законодателями. При этом реальные причины наблюдаемых в США политических событий имеют объективный характер и требуют более глубинного и детального анализа. В результате представлены проблемные плоскости и уровни политико-административных отношений между государственными органами исполнительной и законодательной власти в США на современном этапе. Автором использованы количественные (многофакторный анализ, статистическое представление данных) и качественные (контент-анализ, вторичный анализ данных американских аналитических и научно-исследовательских центров) методы.
В статье рассмотрена эволюция Четырехстороннего диалога по безопасности, широко известного как «четверка» (QUAD - Quadrilateral Security Dialogue) с участием США, Японии, Индии и Австралии, нацеленного на выработку координационной политики и проведение стратегических консультаций в попытках уравновесить возрастающую мощь Китая в Индо-Тихоокеанском регионе. Автором представлены причины, цели и задачи появления «четверки», интересы стран-участниц, а также аргументы ряда стран, не желающих превращать этот альянс в азиатское НАТО. Новое соперничество великих держав между США и КНР оказывает негативное влияние на существующую систему политических и экономических отношений в Индо-Тихоокеанском регионе. На основе проведенного исследования автор указывает на то, что деятельность QUAD направлена на контроль над Индо-Тихоокеанским регионом как единого экономического и стратегического пространства и охватывает широкий спектр разных сфер, и четырехстороннее партнерство, ведомое США, повышает напряженность в регионе и не способствует поддержанию стабильности в регионе. Анализ деятельности QUAD позволил определить противоречивый характер политики этого альянса в сфере экономики и безопасности, и что международная обстановка в регионе в ближайшие годы будет становиться все более напряженной и менее предсказуемой.
Статья посвящена важной и актуальной проблеме - изучению феномена политического лидерства, определению оптимальных условий его становления в качестве политического института. В современных условиях весьма наглядно проявляется наслоение различных культурно-исторических парадигм, напрямую связанных со стратегическим развитием ключевых социальных институтов. С одной стороны, исследователи отмечают наступление принципиально новой для цивилизации эпохи - информационного общества, обладающей собственными стратегическими ориентирами и приоритетными направлениями, с другой - предыдущие (индустриальное и аграрное) параллельно сосуществуют, конкурируя и тормозя развитие друг друга. Наступление нового технологического уклада не отменяет экспансию предшествующих. Именно поэтому политическое лидерство сегодня привлекает большое внимание и политологов, и публичных политиков, и ведущих представителей ключевых социальных институтов. В работе рассматривается история развития представлений о политическом лидерстве, анализируется понятийный аппарат, выявляются существенные признаки указанного феномена. Анализ проблемного поля, критика существующих подходов и определение преобладающих тенденций указывают на достоверность и обстоятельность проведенного исследования, подчеркивают его теоретическую и практическую значимость. Материалами для исследования послужили научные источники, находящиеся в открытом доступе (книги, монографии, статьи в рецензируемых научных журналах; диссертации и авторефераты; статьи в сборнике материалов научно-практических конференций и т. п.), официальные средства массовой информации (веб-сайты, газеты, журналы, телевизионные передачи), публичные заявления высших должностных лиц, нормативно-правовые документы, результаты изучения общественного мнения, экспертные оценки ведущих политологов, политтехнологов и консалтинговых агентств. В качестве методов используются большей частью теоретические: анализ научных текстов, периодической печати, публичных заявлений официальных лиц, нормативноправовых документов, результатов изучения общественного мнения; сравнение, сопоставление, экстраполяция. Результатом проведенного исследования является уточнение понятия «политическое лидерство», проблематизация динамики его становления и преобразования в политический институт. Обсуждение результатов исследования состоялось на заседаниях кафедры гуманитарных дисциплин Института общественных наук и кафедры экономической теории и политики РАНХиГС при Президенте РФ, а также Международного научно-образовательного центра имени А. А. Зиновьева философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
К 2022 г. российские лидеры сделали абсолютно верный вывод о том, что комплекс мировых проблем, оказывающих определяющее влияние на Россию, не только не исчезнет сам по себе, но и будет углубляться. Были приняты военные и политические решения, которые всем известны. Прошедшие два с половиной года потребовали определенной корректировки формы государства, его институтов, стратегии развития, моделей управления