Архив статей журнала
Целью работы является рассмотрение и краткий анализ новейших зарубежных концепций в области транспорта в связи с возможностью их применения в России. Задачи работы - краткий анализ отдельных концепций в связи с возможностью их применения в географии и территориального планирования транспорта в России. К их числу авторами отнесены концепции транспортно-ориентированного развития, пятнадцатиминутного города, транспортного разрыва, автомобильной зависимости, сокращения бедности при использовании велосипеда, транзитной пустыни, транспортно-ориентированного развития городов и агломераций. Большинство рассматриваемых концепций не имеют российских аналогов и не рассматриваются в территориальном планировании и в географии транспорта в России. Концепция транспортного разрыва может считаться отдаленным аналогом российских концепций транспортной уязвимости и транспортной дискриминации населения. Для улучшения качества территориального планирования транспорта в России рекомендуется рассмотреть возможность внедрения отдельных принципов зарубежных концепций в области транспорта в российские стратегические и концептуальные документы в области градостроительства и территориального планирования. К подобным документам можно отнести концепции и стратегии транспорта муниципальных образований, генеральные планы, мастер-планы, нормативы градостроительного проектирования, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, схемы территориального планирования муниципальных образований и субъектов РФ.
Цель исследования - определение самой эффективной схемы организации сложного узла, находящегося на пересечении улиц 50 лет Октября, Цюрупы и Революционной в городе Уфе. Рассматриваемый узел является местом концентрации транспортных и пешеходных потоков с большим количеством мест приложения труда и точек притяжения. Также через «Центральный рынок» проходят основные автобусные маршруты, трамвайная линия и пригородные маршруты общественного транспорта. Оценка схем производится с точки зрения пешеходной доступности, удобства для движения на общественном транспорте, пропускной способности узла для индивидуального транспорта. Сравниваемые транспортные схемы: существующее положение, локальная реконструкция существующего положения, предложение от главного управления архитектуры и градостроительства, предложение авторов статьи. Схемы включают в себя размещение полос движения, тротуаров, размещение остановочных пунктов и посадочных площадок, размещение пешеходных переходов и велопереездов и режим работы светофора с пофазным разъездом. Кроме того, учитывается площадь, занимаемая улично-дорожной сетью, и площадь озеленения, что является одним из важных критериев устойчивого развития территории. Определено, что сокращение площади улично-дорожной сети не снижает пропускную способность перекрёстка. Результаты проведённых исследований могут быть применены для изменения транспортной схемы и реконструкции узла.