Архив статей журнала

ЗАПАДНЫЙ КАЗАХСТАН КАК ОДИН ИЗ ЦЕНТРОВ УЛУСА ДЖУЧИ В XIII-XIV ВВ (2025)
Выпуск: № 2 (52) (2025)
Авторы: Хаванский Алексей Иванович, Бисембаев Арман Ауганович, Ахатов Газиз Аманжолович

Статья посвящена последним исследованиям памятников эпохи Улуса Джучи на территории Западного Казахстана. Исследование памятников развитого и позднего Средневековья проводилось по трем основным направлениям: обработка и анализ имеющихся материалов, полученных в результате исследований по территории области со второй половины XIX века по нынешнее время, проведение разведочных мероприятий по выявлению наиболее перспективных районов расположения золотоордынских памятников и рекогносцировочные раскопки. Обследование по Уило-Кобдинскому локальному микрорайону было связано с исследованием крупного некрополя и поселения Коптам, окрестностей культового мавзолея Абат Байтак. Расположенный на берегу Каргалинского водохранилища мавзолей Кызылтам также в позднем Средневековье был маркером центра крупной кочевой группы. На памятниках Улуса Джучи отчетливо прослеживаются этапы постепенной исламизации населения, когда погребальный обряд проходит «стандартизацию», а в комплектах инвентаря наблюдается распространение общей моды, так называемого «имперского» стиля. По погребальным памятникам прослеживается принудительная переселенческая политика монгольских ханов, присутствуют объекты, связанные с южносибирским населением.

Сохранить в закладках
ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД НАСЕЛЕНИЯ ЗОЛОТООРДЫНСКОГО ГОРОДА МАДЖАРА: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ (2024)
Выпуск: № 2 (48) (2024)
Авторы: Бабенко Виталий Александрович

В статье рассматриваются проблемы в изучении погребального обряда населения золотоордынского города Маджара. С 1989 г. по 2020 г. на городище Маджары были исследованы небольшие участки в торгово-ремесленном квартале и на городском кладбище. В последнее время были проведены краниологические, археозоологические и палинологические исследования. С начала 2000-х гг. был выявлен и опубликован ряд ценных архивных материалов XVIII-XIX вв. В 2021 г. были утверждены границы городища. На фоне отмеченных позитивных изменений наметилось отставание в изучении погребального обряда населения города, связанное с недостаточной изученностью городского кладбища. В 2020 г. И. Б. Тищенко раскопал 10 погребений в северо-западной части городского кладбища, значительно пополнив имеющуюся источниковую базу. В 2022 г. в серии статей с участием Е. И. Нарожного, И. Б. Тищенко и А. А. Сазонова были предприняты попытки анализа исследованных в 2020 г. погребений. В отмеченных статьях содержатся дискуссионные положения, не учитывающие материалы исследования некрополей Маджара и других золотоордынских памятников. Городское кладбище Маджара нуждается в проведении масштабных исследований.

Сохранить в закладках
РАННЯЯ БРОНЗА СТЕПНОГО ПРИУРАЛЬЯ И ЗАПАДНОГО КАЗАХСТАНА: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (2024)
Выпуск: № 4 (50) (2024)
Авторы: Бисембаев Арман Ауганович, Хаванский Алексей Иванович

В статье рассматривается история изучения и современное состояние проблематики эпохи ранней бронзы Западного Казахстана. Данный период в Западном Казахстане представлен памятниками ямной культурно-исторической общности. До начала XXI в. ямные памятники Западного Казахстана были представлены «классическими» комплексами, исследованными еще в середине XX в. на р. Илек, границе Южного Приуралья и Западного Казахстана. Это могильники Тамар-Уткуль VII и Тамар-Уткуль VIII, Изобильное I и Изобильное II, отдельные погребения в могильниках Мамай и Кресты. С начала XXI в. на юге Актюбинской области исследуется уникальный могильник Кумсай I. Он состоит из 168 курганов. В каждом кургане находится от одного до пяти погребений. Погребальная поза - скорченно на спине и сидя. Костяки покрыты охрой как полностью, так и частично. Характерной особенностью является неустойчивая ориентировка погребенных. Наряду с характерной для ямной культурно-исторической общности ориентировкой в восточной сектор не менее половины погребенных ориентированы в северный сектор с отклонениями. Новые материалы позволяют поставить вопросы о южной границе ямной культурно-исторической общности, путях миграции и культурных контактах населения данной общности.

Сохранить в закладках