Архив статей журнала
Восстание, произошедшее в Париже в 1413 г. и традиционно именуемое «восстанием кабошьенов», давно уже не становилось сюжетом монографических исследований. Рассказ о нем ведется лишь в контексте больших повествований о гражданских войнах бургиньонов и арманьяков, что вполне оправдано, однако не предполагает приращения научного знания. Тем более, что все имеющиеся источники изучены неплохо. В данной статье предлагается подойти к этому событию, используя так называемый «эффект вненаходимости», о котором писал М. М. Бахтин и о котором любил вспоминать А. Я. Гуревич. В таком случае произошедшее в Париже в 1413 г. может быть сопряжено с гораздо более масштабными процессами, которые ранее определялись как «кризис феодализма», что вызывало немалые споры. Одним из проявлений такового считали «бастардный феодализм», хотя и этот термин оспаривался в историографии. Столь же дебатируемым процессом было становление нового государства (État moderne). Не менее важным представляется вписать восстание кабошьенов и в череду городских движений второй половины XIV-XV вв. Такое сопряжение не мешает, а скорее помогает выявить специфику событий 1413 г., прочно занявших место в цепи парижских «революций», растянувшейся на шесть веков, а то и больше. В 1413 г. в Париже временно слились воедино сразу несколько процессов, каждый из которых имел собственную логику и собственную историю. Это и политическая активность Парижского университета, и движение за реформу Церкви и королевства, и логика борьбы феодальных линьяжей, и эволюция образа королевской власти, и соотношение сил внутри парижского муниципалитета, и традиции городских бунтов, и многое другое. Помимо эффекта «вненаходимости», полезным может оказаться и прием «остранения» (Defamiliarization or ostranenie), разработанный еще в начале прошлого века В. Шкловским, русским филологом-формалистом. Он позволяет взглянуть на привычную вещь с неожиданной стороны, ломая стереотипы восприятия. Применительно к кабошьенам это позволяет обратить внимание на то, как сразу же после восстания началась работа по удалению всяческих упоминаний об участии в событиях университета, муниципалитета, «умеренных реформаторов», некоторых аристократов и по конструированию негативного образа мясников и живодеров, алчущих крови и денег и сумевших возглавить парижскую чернь. Такой образ позволил контаминировать парижские события 1413 и 1418 гг. Сила стереотипов оказалась, как всегда, настолько мощной, что здесь оказались объединены явления, имевшие принципиально разную природу: в одном случае речь шла о движении, опиравшемся на муниципальные структуры и поддающемся социально-политическому истолкованию, в другом - о всплеске дикого насилия, сопоставимого с Варфоломеевской ночью и с сентябрьскими убийствами 1792 г.
Политический кризис во Франции 1356-1358 гг., именуемый в историографии «восстанием Этьена Марселя», изучен досконально; все источники опубликованы, новые вряд ли появятся. Оценки событий менялись на протяжении веков в контексте смены методологических и идеологических тенденций. Обновление политической истории позволяет по-новому взглянуть на этот традиционный сюжет. В статье предпринята попытка понять суть происходивших событий и оценить их последствия. Разразившийся во Франции политический кризис был отражением формирования политического общества и активности сословий. Общий фон недовольства рыцарством и амбиции усилившегося городского сословия определили вектор требований к власти депутатов Генеральных штатов. В выработке программ реформ большую роль сыграли дворяне, формирующаяся бюрократия и университетские магистры. В результате выхода из кризиса каждая социальная группа добилась своих целей, хотя и в несколько измененном виде. Члены королевской фамилии благодаря новой системе апанажей получили более высокий статус и властные полномочия, превратившись в сплоченную команду монарха. Наследственный принцип престолонаследия был оформлен в указе от 1374 г. В королевской администрации был введен конкурсный отбор на все должности, что заложило основы несменяемости чиновников и меритократии. Университетские интеллектуалы заняли место у трона монарха, соперничая с юристами, и продолжали отстаивать важность диалога власти и общества. Горожане во главе с парижанами и крестьяне добились признания своего значения в жизни страны. Только институт Генеральных штатов оказался надолго дискредитирован. Власть и впредь советовалась с обществом, но в иных формах.