ПРОФЕССОРСКИЙ ЖУРНАЛ. СЕРИЯ: РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Архив статей журнала

РАССКАЗ А. П. ЧЕХОВА «ХИРУРГИЯ» КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТРУКТУРНО-СМЫСЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ (2025)
Выпуск: № 1 (21) (2025)
Авторы: Габдулхаков Валерьян Фаритович

В статье демонстрируется опыт использования смысловой структуры текста для развития связной речи школьников. Обоснованы принципы обучения структурно-смысловой организации речи на уроках риторики: учет уровня владения учащимися текстовой организацией речи; опора на структурные (смысловые, тематические, межфразовые) особенности высказывания; использование в речи конструктивных схем смысловой организации текста; учет особенностей тематического строения высказывания. Приведен пример алгоритма по реализации этих принципов, проанализирована репрезентативная выборка высказываний, подтверждающая их эффективность.

Сохранить в закладках
МЕМУАРИСТ КАК «НЕНАДЕЖНЫЙ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ». (НА ПРИМЕРЕ ВОСПОМИНАНИЙ ОБ А. П. ЧЕХОВЕ) (2025)
Выпуск: № 2 (22) (2025)
Авторы: Зайцев Виктор Сергеевич

Мемуарный комплекс чеховианы обширен и традиционно используется в качестве полноценного источника фактов о жизни и творчестве А. П. Чехова. Между тем, обращение к исследованиям, посвященным специфике нейрофизиологии человеческой памяти, позволяет выявить сущностные недостатки всех воспоминаний, проистекающие из особенностей работы человеческого мозга. Подобного рода подход приводит к аналогии между любым мемуаристом и «ненадежным повествователем» как литературным приемом. Таким образом, каждый текст воспоминаний необходимо воспринимать как потенциально фальсифицированный до тех пор, пока не доказано обратное. Это избавит научное поле от неконструктивных дискуссий о подлинности тех или иных воспоминаний, и позволит исследователям продвинуться на пути к созданию полноценной научной биографии А. П. Чехова.

Сохранить в закладках