ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Архив статей журнала

СЛОВЕСНЫЙ ОБРАЗ "НЕВНЯТИЦА ЖИЗНИ" В ТЕКСТЕ РОМАНА А. БЕЛОГО "МОСКОВСКИЙ ЧУДАК" (2024)
Выпуск: № 3 (55) (2024)
Авторы: ДУБОВА Марина Анатольевна

Статья посвящена исследованию семантических и стилистических возможностей словесного образа в художественном произведении. Предмет изучения составляет словесный образ «невнятица жизни» в тексте романа писателя-символиста Андрея Белого «Московский чудак». Цель работы состоит в изучении семантической реализации образной константы в прозе А. Белого, что предполагает решение ряда частных задач: исследование понятийной, образной, значимостной и ценностной составляющих образа с учетом его концептуального характера. В статье осуществлено изучение синтагматических связей и парадигматических отношений концептуальной лексемы «жизнь», определяющих многомерность и семантическую многослойность образа, а также особенностей его стилистического функционирования и роли в рецепции художественного текста. С привлечением инструментария описательного, текстового и лингвостилистического анализа выявляется семантическая полифункциональность образной единицы, обосновывается ее роль в отражении авторской картины мира. На основе анализа художественных контекстов, содержащих словесный образ «невнятица жизни», раскрывается взаимообусловленность таких текстовых категорий, как образ автора и образность, выявляется образное, символическое и концептуальное значение анализируемой языковой единицы. Теоретическое значение работы состоит в том, что результаты проведенного исследования вносят вклад в методику лингвостилистического анализа текста. Практическое значение исследования состоит в возможности использования его материалов в практике лингвистического и лингвостилистического анализа художественного текста при изучении таких курсов, как «Филологический анализ текста», «Лингвистический анализ текста», «Стилистика» и др.

Сохранить в закладках
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОМОКОМПЛЕКСА "ДАВАЙ" (2024)
Выпуск: № 2 (54) (2024)
Авторы: ЧЖОУ ХАЙЯНЬ

В статье дается функционально-семантический анализ омокомплекса «давай» в самостоятельном употреблении на примерах из Национального корпуса русского языка. В синтаксическом аспекте омокомплекс «давай» в самостоятельном употреблении часто выполняет функции этикетных междометий, обозначая совет-предложение, побуждение к действию, согласие и прощание. Наблюдается и «давай» со смешанной семантикой. С точки зрения теории переходности В. В. Бабайцевой, слово «давай» в самостоятельном употреблении является результатом грамматикализации формы глагола и в разных значениях занимает разные места на шкале переходности грамматикализации.

Сохранить в закладках
ОТРАЖЕНИЕ ДОМИНАНТ ПИЩЕВОГО КОДА ХЛЕБ И СОЛЬ В РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ (2025)
Выпуск: № 1 (57) (2025)
Авторы: Алешина Анна Андреевна

Статья посвящена репрезентации языковой картины мира через призму фразеологии на примере фразеологических единиц с компонентами, входящими в лексико-семантическое поле «Еда». Предметом исследования является обширный фрагмент общего фразеологического гнезда с вершиной соль: культурно значимой, востребованной носителями языка реалией. Исследуемый фрагмент частного фразеологического гнезда, образованный в национальном русском языке на базе первичного лексико-семантического варианта полисеманта соль «белое кристаллическое вещество с острым характерным вкусом, употребляемое как приправа к пище», пересекается с фрагментом фразеологического гнезда с вершиной хлеб «пищевой продукт, выпекаемый из муки».

Целью статьи является выявление и описание семантических особенностей фразеологических единиц с компонентами - номинациями пищевых продуктов (хлеб, соль), которые представляют собой ключевые концептуальные доминанты пищевого кода в языковой картине мира, формируют устойчивое единство и покрывают объемное семантическое поле. Анализ фразеологизмов с данными компонентами позволяет выявить оригинальные ассоциации, а также важные для носителей языка свойства хлеба и соли. Эти свойства переосмысливаются носителями языка и приобретают роли символов, что становится основой для формирования фразеологизмов.

Материалом статьи послужили фразеологические единицы различных типов, включая пословицы и поговорки, которые были извлечены методом сплошной выборки из различных словарей: русского литературного языка, словарей народных говоров, а также вебсайтов, форумов, отражающих разговорную речь носителей языка. В качестве основного использовался структурно-описательный метод, а также применялись методы семантического и компонентного анализа.

В статье выявлены и описаны единицы, которые отражают важность хлеба и соли как символа гостеприимства, доверия, дружбы, благодарности, благословения, взаимности как в дружеских, так и во враждебных отношениях, а также те, в которых единство хлеба и соли мыслится как нечто важное, ценное, первостепенное, является объектом почитания и сакрализации. Отмечено, что единство хлеба и соли, представляя собой культурологически и духовно значимую ценность, является многомерным и многофункциональным символом.

Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при проведении занятий по лексикологии русского языка, межкультурной коммуникации, при разработке курсов, связанных с изучением фразеологизмов русского языка, при написании выпускных квалификационных работ, а также научных статей.

Сохранить в закладках