Архив статей журнала
В статье проводится эмпирическая оценка реального масштаба торгово-экономического поворота России в направлении восточных партнеров, предлагается система критериев его измерения. Показано, что РФ еще не повернулась на Восток, хотя все больше отдаляется от Запада. Расширяющиеся торговые связи с Китаем не соответствуют стратегическим интересам страны, экспортный потенциал в отношениях с Индией реализовать пока не удается, а наиболее активную динамику импорта из России демонстрировали Малайзия и малые азиатские рынки. Поворот приобретает многовекторный характер в направлении Глобального Юга с возрастающей значимостью Ближнего Востока и Северной Африки, а также частично африканских и латиноамериканских стран.
Редакция публикует краткий отчет о круглом столе, проведенном в Центре Азиатско-Тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН и посвященном новым явлениям в системе международных отношений в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР), в политике расположенных в нем государств. Резкое повышение уровня конфронтации в различных регионах мира в течение прошедшего года приводит к усилению значимости в системе международных отношений, во внешней политике государств таких категорий, как “дружественность” и “недружественность” по отношению к другим странам. Эти явления затронули и Индо-Тихоокеанский регион, ныне играющий ключевую роль в мировой политике и экономике, в котором происходят сложные и подчас разнонаправленные процессы реструктуризации политического пространства, переформатирования экономических, военных и политических отношений между государствами. В данном контексте представляется актуальным анализ влияния факторов “дружбы/недружбы” на формирование основных “осей” сближения и противостояния в регионе, новых блоков и коалиций. Важной самостоятельной исследовательской задачей становится и определение нового позиционирования России в ИТР с учетом отмеченных факторов. Эти и другие, тесно связанные с ними, вопросы и явились объектом дискуссии на круглом столе, состоявшемся в конце октября 2022 г. При этом участники дискуссии сосредоточили внимание на анализе политики не всех стран региона, а преимущественно государств Тихоокеанской Азии (ТА) и Индии и Южной Азии. В дискуссии приняли участие: К. Р. Вода, к. полит. н., в. н. с. ИМЭМО РАН; Л. А. Гамза, с. н. с. ИМЭМО РАН; О. В. Давыдов, посол по чрезвычайным поручениям в отставке, с. н. с. ИМЭМО РАН; Е. А. Канаев, д. и. н., профессор НИУ ВШЭ; А. Н. Карнеев, к. и. н. НИУ ВШЭ; А. В. Куприянов, в. н. с. ИМЭМО РАН; В. Л. Ларин, академик РАН, зампредседателя президиума ДВО РАН; А. В. Ломанов, д. и. н., зам. директора ИМЭМО РАН; С. А. Луконин, к. э. н., в. н. с. ИМЭМО РАН; В. В. Михеев, академик РАН; В. В. Сумский, д. и. н., гл. н. с. ИМЭМО РАН; М. А. Терских, к. и. н., н. с. ИМЭМО РАН; В. Г. Швыдко, к. э. н., в. н. с. ИМЭМО РАН.
Количественно оценивается неэкономический “фактор дружбы” в международной торговле России. Гравитационная модель применялась к импорту РФ из стран-партнеров, являющихся участниками евразийских интеграционных механизмов, БРИКС и ШОС. Показан значительный положительный эффект любой формы геополитического и геоэкономического сближения с Россией для таких партнеров, даже когда членство в соответствующих организациях не подразумевает таможенных льгот. Применение коэффициентов, полученных при создании модели, к странам Западных Балкан выявило значительные различия в потенциальном экспорте с учетом фактора сближения и без него. Сербия успешно реализует значительную часть своего потенциала экспорта на российский рынок, и существует возможность его увеличения. В то же время другие страны Западных Балкан не смогли и в обозримой перспективе не смогут использовать потенциал “фактора дружбы” с Россией, поскольку в условиях конфликта на Украине оказались в числе недружественных ей государств. Их шанс улучшить ситуацию в тех отраслях своих экономик, в которых они имели значительный потенциал экспорта в РФ, надолго упущен.
Редакция публикует краткий отчет о круглом столе, проведенном в Центре Азиатско-Тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН и посвященном новым явлениям в системе международных отношений в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР), в политике расположенных в нем государств. Резкое усиление уровня конфронтации в различных регионах мира в течение прошедшего года приводит к усилению значимости в системе международных отношений, во внешней политике государств таких категорий, как “дружественность” и “недружественность” по отношению к другим странам. Эти явления затронули и Индо-Тихоокеанский регион, ныне играющий ключевую роль в мировой политике и экономике, в котором происходят сложные и подчас разнонаправленные процессы реструктуризации политического пространства, переформатирования экономических, военных и политических отношений между государствами. В данном контексте представляется актуальным анализ влияния факторов “дружбы”/“недружбы” на формирование основных “осей” сближения и противостояния в регионе, новых блоков и коалиций. Важной самостоятельной исследовательской задачей становится и определение нового позиционирования России в ИТР с учетом отмеченных факторов. Эти и другие тесно связанные с ними, вопросы и явились объектом дискуссии на круглом столе в редакции “МЭ и МО”, состоявшемся в конце октября 2022 г. При этом участники дискуссии сосредоточили внимание на анализе политики не всех стран региона, а преимущественно государств Тихоокеанской Азии (ТА), Индии и Южной Азии. В дискуссии приняли участие: К. Р. Вода, к. полит. н., в. н. с. ИМЭМО РАН; Л. А. Гамза, к. э. н., с. н. с. ИМЭМО РАН; О. В. Давыдов, посол по чрезвычайным поручениям в отставке, с. н. с. ИМЭМО РАН; Е. А. Канаев, д. и. н., профессор НИУ ВШЭ; А. Н. Карнеев, к. и. н., профессор НИУ ВШЭ; А. В. Куприянов, рук. группы ИМЭМО РАН; В. Л. Ларин, академик РАН, зам. председателя президиума ДВО РАН; А. В. Ломанов, д. и. н., зам. директора ИМЭМО РАН; С. А. Луконин, к. э. н., зав. сектором ИМЭМО РАН; В. В. Михеев, академик РАН, член дирекции ИМЭМО РАН; В. В. Сумский, д. и. н., гл. н. с. ИМЭМО РАН; М. А. Терских, к. полит. н., н. с. ИМЭМО РАН; В. Г. Швыдко, к. э. н., рук. группы ИМЭМО РАН.
Анализируя понятия “культуры отмены” и “культурной дипломатии”, авторы статьи исследуют их практическое взаимодействие на примере кейса “канселинга” (отмены) российской культуры за рубежом после начала Специальной военной операции России на Украине. Учитывая широкомасштабное политическое противостояние России и США, а также специфику российского и американского подходов к культурной дипломатии как средству усиления своего влияния в мире, в статье констатируется превращение “культуры отмены” в инструмент внешнеполитического воздействия.
В статье анализируются возможности расширения международного использования российской валюты в условиях, когда прямой целью беспрецедентных санкций, введенных против России, является нарушение ее внешнеторговых связей и изоляция от мировой финансовой системы. Автор приходит к выводу, что доминирование в международных расчетах безналичных переводов привело к тому, что современные валюты функционируют внутри специально созданной расчетно-платежной инфраструктуры, что делает любую национальную валюту крайне уязвимой к ограничениям, применяемым страной - эмитентом доминирующей мировой валюты. Это создает большие трудности для расширения интернационализации рубля традиционными методами. Для решения проблемы предлагается использовать симбиоз традиционных и нетрадиционных подходов - как развивая независимую российскую расчетно-платежную инфраструктуру, так и создавая платежные инструменты, которые могут функционировать вне контролируемой западными странами инфраструктуры.
В 2022-2023 гг. Китай вступает в новый этап своего развития, в котором вероятность масштабного социально-экономического кризиса очень высока. Негативная ситуация определяется совокупностью ряда кризис-содержащих факторов. Экономическое замедление, продолжающееся и обостряющееся американо-китайское соперничество, сверхцентрализация власти после 20 съезда КПК, а также обострение тайваньской проблемы - все составляющие вместе либо при одновременном наложении лишь двух или трех компонентов друг на друга могут спровоцировать чрезмерное ослабление Китая. Это в конечном итоге поставит под вопрос достижение Пекином своей “второй столетней цели” к 2049 г. - стать одной из ведущих мировых держав
Для развития приграничного сотрудничества РФ и КНР существуют благоприятные предпосылки. Однако они не реализуются ни в российской, ни в китайской частях приграничья. Осмысление накопленного опыта развития российско-китайских отношений подводит к выводу о необходимости на научной основе подойти к вопросам координации планов, проектов и практической деятельности по развитию сопредельных территорий двух государств. России пора разработать стратегию приграничного взаимодействия с Китаем.
Исследуется влияние геополитических процессов на развитие армянского “мирного атома”. В контексте обеспечения международной безопасности изучается соотношение геополитических и геоэкономических интересов глобальных и региональных акторов с развитием атомной отрасли Армении. Подчеркивается важность строительства нового атомного энергоблока в Армении с учетом основных тенденций развития атомной энергетики в Южно-Кавказском регионе. Представлены и разъяснены мотивы участия отдельных геополитических игроков в процессе развития атомной энергетики в Армении.
Преобладающие коннотации интересов КНР в официальном научном и политическом дискурсе за период существования нового китайского государства трансформировались дважды: сначала от классовых (цзецзи лии, 1949-1978 гг.) к собственно национальным (национально-государственным - гоцзя лии, 1979-2008 гг.), а затем наметился переход к “коренным (сердцевинным) национальным” (гоцзя дэ хэсинь лии, или просто “коренным” - хэсинь лии), и этот акцент стал безусловно доминирующим после 2012 г. Данный процесс отражает содержательные изменения в стратегии государства. Параллельно расширялся и пространственно-географический диапазон его интересов - от преимущественного сосредоточения на внутренних потребностях к региональным и глобальным. В статье показана динамика изменений национальных интересов КНР, их коннотаций и иерархии как в академическом дискурсе, так и в практике дипломатии Китая.
Еврокомиссия и крупнейшие потребители природного газа в Евросоюзе поставили цели: во-первых, в кратчайшие сроки максимально сократить потребление природного газа; во-вторых, заместить российские поставки импортом из альтернативных источников. Страны ЕС руководствуются политическими соображениями, а не экономической логикой, и готовы нести значительные издержки. Компании - экспортеры природного газа намерены включиться в процесс трансформации рынка природного газа Европы только в той степени, которая не противоречит их интересам.
В статье раскрываются современная специфика экономики и планы развития инфраструктуры Монголии. Исследуется влияние антиковидных ограничений на внешнюю торговлю. Показано, что проблемы экспортно-сырьевого развития и внутриконтинентальной изоляции Монголии в условиях ограничений на пересечение границы с Китаем для автотранспорта были усугублены слабым развитием железнодорожной сети. Рассматриваются планы развития международных транспортных и энергетических коридоров через Монголию. Выявляется незначительная роль Монголии в транзите контейнерных грузов на направлении Китай-Европа-Китай. Полноценной реализации транзитного потенциала грузовых перевозок Монголии препятствуют неудовлетворительное состояние Трансмонгольской магистрали и отсутствие железных дорог на ряде перспективных направлений грузовых потоков. В качестве стратегически значимой инициативы, которая в условиях антироссийских санкций серьезно усилит экономическое сотрудничество в региональном треугольнике Россия-Монголия-Китай, выделяется план строительства транзитного газопровода “Союз-Восток”.
- 1
- 2