Целью исследования являлся поиск путей обеспечения эффективности подготовки универсальных специалистов энергетических направлений в условиях реализации концепции непрерывного образования посредством практико-ориентированного подхода.
Методы исследования. Для понимания текущих и будущих потребностей энергетической отрасли, особенно с точки зрения развития высшего профессионального образования, в исследовании использовались метод прогнозирования, проведение прямого опроса региональных работодателей энергетических предприятий), анализ потребностей индустриальных партнеров в квалифицированных специалистах. Нормативной базой исследования выступили Указ Президента РФ №204 (2018 г.) и федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника». Теоретическую базу исследования составляет модель системы непрерывного профессионального образования, адаптированная к подготовке специалистов для энергетической отрасли. Совместное использование этих методов сформировало целостный подход к пониманию кадровых проблем энергетической отрасли и возможностей системы образования в их решении.
Результаты. На основе модели системы непрерывного профессионального образования и результатов анализа потребности рынка труда Республики Карелия спроектирована и реализована практико-ориентированная образовательная программа подготовки специалистов в области энергетики. Работодатели все чаще ищут специалистов, владеющих универсальными навыками, способных решать, как типовые, так и нестандартные задачи и готовых к дальнейшему обучению на протяжении своей трудовой деятельности. Успешное внедрение разработанной образовательной программы основано на совместном сотрудничестве работодателей энергетического сектора и преподавателей университетов. Интеграция отраслевого опыта с теоретическими знаниями, видение перспектив развития отрасли позволили индустриальным партнерам и вузу совместно обеспечить успешное внедрение спроектированной образовательной программы, помогая решить проблему дефицита квалифицированных кадров энергетического сектора экономики в регионах Российской Федерации. В статье представлен опыт кафедры энергообеспечения предприятий и энергосбережения Петрозаводского государственного университета по подготовке бакалавров для энергетического сектора экономики. Раскрыта совокупность всех компонентов модели системы непрерывного образования, способствующая подготовке универсального специалиста в области энергетики. Продемонстрированы интегративные качества модели, заключающиеся в возможностях получения студентами вуза высшего и дополнительного профессионального образования, продуктивного сочетания учебы и работы на предприятиях, обеспечения эффективности обучения, что достигается путем вовлечения индустриальных партнеров в образовательный процесс и усиления мотивационной составляющей процесса обучения. Образовательные программы дополнены дисциплинами, формирующими цифровые и инженерные компетенции, внедрены интегративные формы обучения: учебно-профилирующая практика на базе ElectroSkills, стажировки с частичной занятостью, проектная деятельность с решением реальных задач предприятий.
Заключение. Авторами предложены и реализованы новые подходы для формирования профессиональных навыков, необходимых выпускнику вуза. Показана ключевая роль участия индустриальных партнеров в учебном процессе на протяжении всего периода обучения, обозначены существующие проблемы и трудности при реализации практико-ориентированного подхода в подготовке специалистов, предложены пути устранения выявленных проблем. На конкретных примерах продемонстрировано содержание и способы поэтапной реализации практико-ориентированной образовательной программы подготовки студентов энергетических направлений.
Целью исследования заключается описании разработки и апробации структурно-функциональной модели подготовки будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников, ее теоретическом обосновании, а также в определении поддерживающих данную модель организационно-педагогических условий. Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне связана с потребностью государства и общества в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования дошкольников. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа основных подходов в области подготовки будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников и уточнении ключевых понятий: «цифровизация образования дошкольников» и «подготовка будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников». На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки структурно-функциональной модели подготовки будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методологические подходы: профессионально-деятельностный подход к подготовке будущих педагогов, компетентностный подход в области проектирования результатов образования, личностный подход, теории, концепции и взгляды исследователей на проблему применения цифровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретические (анализ источников по теме исследования; конкретизация данных; обобщение психолого-педагогической литературы; сравнение данных по данной проблематике; дедукция; содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпирические (проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; анкетирование; тестирование; анализ продуктов деятельности (выполнение практических заданий, ЭССЕ); качественный, количественный и статистические методы обработки полученных результатов на основе сравнительного анализа U-критерия Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента). Результаты. В рамках проведенного исследования была разработана и теоретически обоснована структурно-функциональная модель подготовки будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников. Определены структурные компоненты готовности будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников: общепользовательский общепедагогический, предметно-педагогический, ценностно-мотивационный, разработаны критерии ее сформированности и показатели каждого критерия. Нами выделены организационно-педагогические условия, обеспечивающие поддержку в реализации структурно-функциональной модели подготовки будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников. В рамках опытно-поисковой работы приняли участие 120 студентов, различных форм обучения: очной, заочной, обучающиеся по профилю «Дошкольное образование» на базах: ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» г. Шадринск (60 человек) и Казахский национальный педагогический университет имени Абая, г. Алма-Ата. (60 человек). Результат опытно-поисковой работы показал значительное улучшение в подготовке будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников, что свидетельствует об успешности предложенной структурно-функциональной модели. Большая часть студентов в экспериментальных группах показала положительную динамику: в ЭГ-1 прогрессивный уровень вырос с 20% (6 студ.) до 40% (12 студ.), в группе ЭГ-2 также прогрессивный уровень увеличился с 23% (7 студ.) до 40% (12 студ.). При этом наиболее значительные результаты по всем четырем компонентам готовности будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников выявлены в группе ЭГ-3, где были реализованы два педагогических условия: начальный уровень снизился с 13% (4 студ.) до 0% (0 студ.), функциональный уровень уменьшился с 60% (18 студ.) до 47% (14 студ.) и прогрессивный уровень вырос с 27% (8 студ.) до 53% (16 студ.). Заключение. В заключении можно сделать вывод, что подготовка будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников является актуальной задачей современного образования, решение которойзавязано на научном обосновании и выявлении комплекса необходимых компетенций, которыми должен обладать современныйспециалист. В процессе работы нами установлено, что подготовка будущих педагогов к цифровому образованию дошкольников будет эффективнее при разработке и апробации структурно-функциональной модели и поддерживающих ее организационно-педагогических условий. В рамках проведенного исследования была разработана и теоретически обоснована структурно-функциональная модель подготовки будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников. Определены структурные компоненты готовности будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников: общепользовательский общепедагогический, предметно-педагогический, ценностно-мотивационный, разработаны критерии ее сформированности и показатели каждого критерия.
В статье рассматривается процесс развития мышления инженера в ходе изучения инженерной графики в вузе.
Актуальность. Условия деятельности современного инженера требуют профессиональной подготовки. Одной из дисциплин подготовки инженеров является начертательная геометрия и инженерная графика (НГ и ИГ), которая развивает мышление инженера. Целью исследования является процесс развития мышления инженеры в ходе изучения начертательной геометрии и инженерной графики. В ходе исследования использовались теоретические методы анализа, синтез структуры модуля, синтеза и обобщений, контроль знаний, практические методы выполнения графических заданий, методы математической статистики оценки учебных достижений, анализ литературных источников и учебной литературы, эксперимент. Теоретическая значимость и новизна определяется положениями, достигнутыми входе исследования. Мышление имеет формы и виды мышления. Уровень мышления инженера базируется на знаниях, в сочетающий теоретического и практического опыта жизнедеятельности, который определяет его логику мышления. Основой развития мышления являются психические образования. В данном процессе, должно быть важным формирование знаний и качества знаний инженера в ходе подготовки. Качества знаний студента выявляются в результате усвоения и применения знаний человеком в различных видах деятельности. Инженерная графика развивает мышление по средствам формирования знания, навыки, умения (з. н. у.), как основа для умозаключений, соответствующих теоретическому уровню специальности подготовки студента. НГ и ИГ позволяет развивать психические процессы: восприятие, представление, воображение, память, речь и т. д.; качества знаний: полнота, глубина, оперативность, гибкость, осознанность; развивать мышление: подразумевает развитие качеств мышления, видов мышления, форм мышления, уровней мышления. Практическую значимость характеризуют выводы исследования. НГ и ИГ является важной дисциплиной в успешной подготовке будущего специалиста, так как при ее изучении у студентов появляются знания основ конструкторской документации, умения выполнять различные виды конструкторской деятельности и чтения чертежей, навыки оформления конструкторской документации при изучении других дисциплин направления подготовки, компетенции инженера способного читать и оформлять конструкторские документы для изделий производства. НГ и ИГ развивает мышление по средствам формирования з. н. у., как основы для умозаключений, соответствующих теоретическому уровню специальности подготовки студента. НГ и ИГ позволяет развивать психические процессы: восприятие (в процессе изучения теоретического материала и практического выполнения заданий по ИГ), представление (совокупность знаний о видах проецирования: центральное, ортогонально, аксонометрическое) исходя из вида, выполнить задание, воображение (для построения фигур или деталей на чертеже целесообразно вообразить и построить линии связи в целях правильного построения проекций), память (знание требований ЕСКД позволяет видеть изображенные виды конструкторской документации, чертежи деталей и т. д.), речь (характеризуется терминами характерными для той или иной специальности или дисциплины) и т. д.
В статье рассматривается как балльно-рейтинговая система может использоваться в образовательном процессе как для оценки знаний обучающихся, так и для стимулирования мотивации к обучению. Основным инструментом систематического улучшения качества образовательного процесса рассмотрен цикл PDCA. Этот подход позволяет выявлять и устранять проблемы на ранних этапах, а также предотвращать их повторение в будущем. Особенно выступает использование цикла для адаптации учебных программ под меняющиеся требования рынка труда и потребности студентов, что способствует повышению их конкурентоспособности.