Архив статей журнала

КОМИКС КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ О БУДУЩЕМ* (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: АТАМАНЕНКО АРТЕМИЙ АНДРЕЕВИЧ

Массовая культура служит важным каналом формирования общественно-политических смыслов, особенно среди молодежи, предоставляя образы и аналогии, которые интегрируются в социальное мышление и воображение. Цель исследования заключается в изучении потенциала комиксной формы как инструмента политического мышления и воображения в молодежной среде. Методологически автор опирается на исследования комиксов и дискурсивный анализ как основные интерпретативные рамки исследования. Эмпирическая часть базируется на анализе данных всероссийского опроса 1308 респондентов (18-35 лет), где изучались предпочтения в создании культурных артефактов о будущем. Результаты демонстрируют, что комикс как форма артефакта выбрали лишь 3% опрошенных (47 человек), преимущественно женщины (80%) и лица до 26 лет. Жанры варьируются: комедия (29%), фантастика (17%), антиутопия и роман (по 10%). Посылы чаще позитивны, сюжеты опираются на личный опыт или существующие произведения, с четким разделением добра и зла. Концовки распределяются так: открытые (38%), счастливые (36%), трагические (21%), что отражает неопределенность или оптимизм в восприятии будущего. Выводы автора свидетельствуют о низкой популярности комиксов среди молодежи для выражения образа будущего, что связано с культурными предубеждениями. Однако комиксы обладают потенциалом как медиаторы смыслов и платформа для творчества, предлагая уникальные формы мышления и сюжеты, что требует дальнейшего изучения.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ * (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: ЮРЧЕНКО ИННА ВАДИМОВНА, ЮРЧЕНКО ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ, ДОНЦОВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА

В статье рассматриваются проблемы формирования общероссийской (гражданской) идентичности молодежи в контексте факторов региональной специфики. Концептуализируется значение политики укрепления интеграции российского государства в условиях глобальной нестабильности и роста геополитической напряженности. Определяются методологические основания анализа общероссийской идентичности как одного из ключевых элементов интеграционного потенциала российского общества.

Цель исследования - изучение проблем формирования общегражданской идентичности молодежи с учетом региональной специфики.

В исследовании использованы методы конфликтологической диагностики регионов, экспертный и массовый опросы. В статье представлены результаты социологического исследования. Также использованы официальные отчёты органов власти, материалы прессы и экспертные доклады, содержащие сведения о состоянии миграционной и этнополитической ситуации в регионе.

Результаты исследования показывают, что формирование прочной общероссийской идентичности тесно связано с решением вопросов социальной интеграции и борьбой с межэтническими конфликтами. Среди главных рекомендаций выделяется необходимость создания эффективных механизмов межкультурного диалога, образовательного просвещения и развития социальной инфраструктуры, ориентированной на интеграцию мигрантов и адаптацию местного населения к изменениям этнического состава региона.

Представленные в статье результаты проведенных экспертных опросов показывают, что общероссийская идентичность формируется в конкретных условиях каждого региона, каждого города, каждого населенного пункта. По утверждениям экспертов, один из наиболее значимых аспектов изучения этой проблемы связан с анализом состояния и формирования политического сознания современной молодежи в контексте конструирования и укрепления общероссийской идентичности. Сложившийся относительный баланс в рамках общероссийской идентичности между этнической, демографической и региональной идентичностями не является неизменной характеристикой. Делается вывод о роли политики формирования общероссийской идентичности как важнейшем ценностном ресурсе укрепления ментальных основ российской государственности.

Сохранить в закладках
КТО НУЖЕН РОССИИ: «МОЛОДАЯ ЭЛИТА» ИЛИ СОЦИАЛЬНО АКТИВНЫЙ ГРАЖДАНИН? (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Коряковцева Ольга Алексеевна

На фоне глобальной политической нестабильности, разрушения системы традиционных ценностей и размывания исторической памяти усиливается кризис гражданской идентичности у молодежи в России. Эти процессы негативно отражаются на социализации и самоопределении подрастающего поколения, что делает проблему формирования гражданственности у молодежной элиты особенно актуальной для государственной политики.

В рамках исследования применены методы количественного и качественного анализа, в том числе контент-анализ социологических опросов, экспертных интервью и данных ежегодного мониторинга ценностных ориентаций студенческой молодежи. Отдельное внимание уделено анализу регионального кейса Ярославской области как примера системной молодежной политики.

Полученные данные свидетельствуют о снижении интереса молодежи к участию в общественно-политической жизни, доминировании личностных и потребительских установок. Ценности служения, долга, ответственности и коллективизма теряют значимость. Молодежь ориентирована преимущественно на карьерный успех, материальное благополучие и эмоциональный комфорт.

В ответ на данные вызовы предлагается формирование единой государственно-общественной системы воспитания, ориентированной на развитие гражданской идентичности. Особую роль автор отводит механизму выявления и подготовки молодых лидеров на уровне субъектов РФ, включая развитие молодежного самоуправления, проектной деятельности и кадровых программ.

Для устойчивого цивилизационного развития России необходимо интегрировать молодежь в процессы государственного строительства. Формирование социально ответственной молодежной элиты требует стратегического подхода, основанного на традиционных духовно-нравственных ценностях, партнерстве государства и общества, а также поддержке инициатив «снизу».

Сохранить в закладках
МОЛОДЕЖЬ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Самаркина Ирина Владимировна, Сазантович Алексей Борисович, Гогишвили Тамара Теймуразовна

В статье представлены результаты исследования условий и факторов устойчивости политической картины мира молодежи, оказавшейся в ситуации кардинальной трансформации политического пространства. Авторы на основании анализа автобиографических интервью ищут ответ на исследовательский вопрос: что именно обусловило устойчивость базовых компонентов политической картины мира взрослых, сформированных в детском и подростковом возрасте?

Концептуальная модель исследования построена на основе политико-психологического, идентитарного и пространственного подходов, интеграция которых дает аналитический инструментарий для осмысления процессов формирования политической картины мира в процессе политической социализации, становления гражданской идентичности и трансформации этих представлений в условиях изменения политического пространства.

Эмпирическую базу исследования составили 30 глубинных автобиографических интервью с гражданами РФ, получившими российское гражданство после 2014 года, проживающих на территории субъектов, вошедших в состав России после 2014 года, собранных в рамках выполнения государственного задания «Стратегии и практики политической ресоциализации новых граждан в условиях расширения политического пространства РФ» (2024, конкурс ЭИСИ, Министерства образования и науки РФ в рамках государственного задания FZEN-2024-0013).

Авторами определены три траектории изменения политической картины мира: цикличная политическая ресоциализация, линейная политическая ресоциализация, политическая адаптация без политической ресоциализации. На основе ретроспективного анализа, определены факторы, которые способствовали сохранению устойчивости сформированной в детстве гражданской идентичности в траектории политической адаптации: институциональный, психологический и деятельностный.

Осмысление уникального опыта социализации, ресоциализации и адаптации людей к динамичным изменениям политического пространства дает ключ к пониманию содержания и технологий работы с российской современной молодежью в широком спектре политик: образовательной, семейной, молодежной.

Сохранить в закладках